Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н.

Агитация партийная

 

Источник:

Политическая энциклопедия: В 2 т. – Т. 1. / Национальный общественно-научный фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; Науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. С. 18–19.

 

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Агитация партийная (от лат. agitatio – приведение в движение) – информационно-коммуникативная деятельность политических партий по распространению значимой социально-политической информации в виде относительно небольшого набора лозунгов или идей, направленная на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и активных политических действий отдельных групп или широких масс населения. Будучи тесно связана с партийной пропагандой, агитация партийная отличается в содержательном плане: “...пропагандист дает много идей одному лицу или нескольким лицам, а агитатор дает только одну или только несколько идей, зато он дает их целой массе лиц...” (Г.В. Плеханов). В обыденном сознании эти термины зачастую приобретают эмоциональную окраску: “пропаганда” имеет скорее негативный оттенок и отождествляется с идеологической обработкой, манипулированием людьми, сознательным искажением истины, тогда как “агитация” воспринимается по преимуществу нейтрально и обозначает легитимный способ массовой деятельности партий, направленной на достижение или удержание политической власти. Принято различать две взаимодополняющие друг друга формы агитации партийной. Устная, или естественная агитация (выступления на митингах или собраниях, лекции, доклады, беседы с избирателями и т. д.) характеризуется прямым, непосредственным взаимодействием агитатора с аудиторией и наличием “живого” агитационного текста, который может подвергаться изменениям в зависимости от моментальной реакции слушателей. Опосредованная агитация партийная (использование листовок, плакатов,

[c.18] газет, брошюр и иной печатной продукции, выступления по радио и телевидению и т. д.) предполагает наличие материально закрепленного лаконичного и запоминающегося текста или образа, воздействующего на численно большие, рассредоточенные аудитории. При этом, несмотря на стремительное развитие оперативной полиграфии, кабельного телевидения и других информационных технологий, естественная агитация по-прежнему играет весьма существенную роль, что подтверждается высокой эффективностью предвыборных агитационных кампаний “от двери к двери”, построенных на массовой индивидуальной агитации по месту проживания избирателей, в ходе которой сами кандидаты на выборные должности или активисты партий и общественно-политических движений приходят к избирателям на дом и разъясняют основные положения своей или партийной предвыборной программы (платформы). Агитация партийная предполагает дифференцированный подход к различным слоям населения, с учетом его социального состава, культурного уровня, рода занятий, настроений и запросов, путем выдвижения таких лозунгов и идей, которые представляются каждой категории избирателей обоснованными с точки зрения их собственных ценностей. При этом влияние на позицию как отдельных групп, так и широких масс избирателей обычно осуществляется при помощи таких психологических приемов, как сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Сдерживание предполагает утверждение необходимости воздержаться от совершения определенных поступков, которые могут привести к негативным последствиям. Побуждение, напротив, подразумевает моральную ориентацию на совершение действий, имеющих положительное значение для сообщества и входящих в него индивидов, и, соответственно, разъяснение ожидаемых позитивных результатов. Активизация ответственности предполагает напоминание о нормативных ценностях сообщества, помогающее переориентировать поведение избирателей в соответствии с их представлениями о долге.

 

Литература: Плеханов Г.В. Сочинения. – Т.3. – М., 1928; Сhiavenato J. Teoria general la Administracao. – San Paulo, 1979; Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. – М., 1995; Кудинов О.П. Шестнадцать шагов к победе на региональных выборах. – М., 1996; Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. – М., 1997; Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М., 1997. [c.19]

 

   

 

   
каталог
 



Яндекс.Реклама: