Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н., Родионов А.Н.

Оптимизм политический

 

Источник:

Политическая энциклопедия: В 2 т. – Т. 2. / Национальный общественно-научный фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; Науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. С. 83–84.

 

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Оптимизм политический (от лат. optimus – наилучший) – система представлений о мире политики, основанная на позитивных ожиданиях будущего, на убеждении и вере в возможность утверждения политической справедливости. Существующие вечно как психологические характеристики, оптимистические и пессимистические тенденции обретают понятийную определенность в социальной философии Нового времени. Впервые понятие “оптимизм” употребили иезуиты для характеристики учения Лейбница о теодицее, который полагал [c.83] существующий мир наилучшим из всех возможных: зло в его учении суть необходимое явление, сопровождающее закономерный ход событий. Культурно-политический оптимизм Гегеля и марксистов основывался на убеждении в возможности достижения высшей ступени в развитии человечества. С ним связывался и традиционный оптимизм левых, задававший тон всему прогрессистскому мировоззрению. Только разочарование в ходе и итогах эксперимента “реального социализма” способствовало размыванию оптимистического пафоса левых. Принцип оптимизма был по-новому сформулирован Э. Блохом, который называл свою утопическую концепцию философией “воинствующего оптимизма”. Не признавая построенную в странах “реального социализма” систему воплощением социалистического идеала, Блох полагал, что возможность его реализации продолжает существовать ввиду открытости мира. Если способность рассматривать мир с положительной стороны и с уверенностью смотреть в будущее считалась ранее принадлежностью левого образа мысли, то в 60-70-е гг. происходит известная перестановка ценностей: консерваторы объявили себя приверженцами технологического

оптимизма и прогресса, тогда как социалистическое мировоззрение оказалось под мощным воздействием культурологического скептицизма альтернативистов. В условиях социально-политических перемен оптимизм политический проявляется в умонастроениях социальных слоев и групп, восходящих к политическому руководству и стремящихся переустроить общество на более справедливых началах в противовес пессимистическим, упадочническим настроениям социальных групп, сходящих с политической арены. Оптимизм политический выступает как ценностная сторона политического мировосприятия, осмысление политики с точки зрения соотношения в ней добра и зла, справедливости и несправедливости в соответствии с конкретной системой ценностей и политическими представлениями данной социальной группы. Оптимизм политический может быть присущ как непосредственно-чувственному мироощущению, так и политическому мировоззрению в целом. В первом случае – это светлое, радостное восприятие политической действительности и ожидание позитивных перемен в будущем. Во втором—это учение о сущностных аспектах политики, где справедливость и несправедливость, добро и зло могут изображаться в качестве независимых друг от друга начал, борьба между которыми предопределяет смысл политических событий, явлений, политической истории в целом. В действительности выражаемые в оптимизме политическом представления о борьбе справедливости с несправедливостью, добра со злом приобретают смысл только применительно к конкретному историческому моменту, а победа добра или справедливого начала реально может означать только решение какой-либо значимой с социально-политической точки зрения проблемы, переход от состояния, не удовлетворяющего индивида, социальную группу или общество в целом, к лучшему будущему, которое выступает как цель политических действий. В данном отношении оптимизм политический связан с представлением о прогрессивном характере политического развития как восхождении ко все более совершенным формам организации политической деятельности, содержание которых измеряется не степенью осуществления раз и навсегда данных политических идеалов, представлений о добре, справедливости, благоденствии и т.д., а практическим решением задач, стоящих перед обществом в каждый конкретный исторический момент.

 

Литература: Вloch E. Das Prinzip Hoffnung. – Fr (M)., 1959; Vereker Ch. Eighteenth century optimism. – Liverpool, 1967. [c.84]

 

   

 

   
каталог
 



Яндекс.Реклама: