Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н.

Программа политическая

 

Источник:

Политическая энциклопедия: В 2 т. – Т. 2. / Национальный общественно-научный фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; Науч.-ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999. С. 282.

 

 

Программа политическая (от греч. programma – объявление, предписание) – изложение основных положений, целей и способов политической деятельности партии (движения, избирательного объединения либо претендующего на выборную государственную должность политика), направленной на достижение определенного перераспределения политической власти для реализации коренных интересов той части общества, которую представляет данная партия, объединение или политический деятель. Программы политические можно условно подразделить на стратегические и тактические. В стратегических программах политических, рассчитанных на долгосрочную перспективу, провозглашаются наиболее общие, иногда абстрактные ценности и цели, которые партия, движение или политик стремятся воплотить на практике в случае прихода к власти. Тактические программы политические представляют собой конкретизацию отдельных положений стратегических программ политических или самостоятельные документы, разрабатываемые для участия в избирательной кампании применительно к уровню задач, стоящих перед партией, избирательным объединением или политическим деятелем: сохранение власти или приход к ней, определение союзников и противников в предвыборной борьбе и т. д. Содержание как стратегических, так и тактических программ политических наряду с общеполитическими вопросами, как правило, отражает позиции, цели и задачи партии, движения, политического деятеля в области экономики, социальной и культурной политики, межнациональных и международных отношений, охраны окружающей среды и других актуальных проблем, стоящих перед обществом. Провозглашаемые в программах политических цели и задачи обычно воспринимаются избирателями как обязательные для исполнения со стороны представителей партии, движения, избирательного блока во властных структурах, а также политических деятелей, занявших по итогам выборов государственные должности. Однако на практике наблюдаются определенные расхождения и даже противоречия между программами политическими

и повседневной практической деятельностью партий, объединений, политиков, нередко оказывающихся не в состоянии реализовать заявленные цели и соответственно сдержать предвыборные обещания в реальных политических условиях. Поэтому программы политические соперников по избирательной кампании зачастую пытаются акцентировать внимание электората не только на собственных конструктивных предложениях, но и на отрицательных результатах властной или иной политической деятельности своих конкурентов, несостоятельности их программных положений. Кроме того, программы политические партий, движений, избирательных блоков, стремящихся к парламентскому представительству, а также политиков, претендующих на высокие государственные должности, обычно составляются с учетом интересов довольно широких слоев населения, а не только какой-либо определенной социальной группы, что вызывает известную эволюцию идеологических доктрин, вплоть до формулировки основными политическими конкурентами практически идентичных программных установок по целому ряду значимых позиций. Таким образом, современные программы политические следует рассматривать преимущественно в качестве элементов политического маркетинга в ходе предвыборной борьбы за завоевание или удержание политической власти. Практика избирательных кампаний последних лет как на общероссийском, так и на региональном уровне демонстрирует отсутствие в программах политических большинства конкурирующих партий и политиков конкретных позитивных идей, последовательных экономических и социальных программ. Обсуждение механизмов решения накопившихся проблем зачастую подменяется лозунговостью на фоне констатации имеющихся трудностей либо попытками дискредитации политических соперников. Сложности в определении истинных позиций конкурирующих партий, избирательных объединений, блоков и отдельных политических деятелей по каким-либо конкретным вопросам приводят к тому, что избиратели в своих предпочтениях руководствуются не столько текстами программ политических, сколько имиджем конкретных политиков.

 

Литература: Политические партии России: Программные документы политических партий: В 3 ч. / Под общ. ред. В.В. Рябова. – М., 1994; Краснов В.П. Система многопартийности в современной России. – М., 1995; Абрамов Ю.К., Головина Т.Ю. Политические партии и движения России. – М, 1996; Зюганов Г.А. Россия, Родина, Народ! (Предвыборная платформа кандидата на должность Президента Российской Федерации Зюганова Г.А.). – М., 1996; Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. – М, 1996; Олещук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки. лидеры. – М., 1997.

 

   

 

   
каталог
 



Яндекс.Реклама: