Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Грачев М.Н.

Политическая коммуникация: учебно-методическое пособие

 

М.: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»,

Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий

в управлении, 2010. – 32 с.

 

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский университет дружбы народов»

 

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Межвузовский центр инноватики

и социально-проектных технологий в управлении

 

 

М. Н. ГРАЧЕВ

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

Для студентов очной формы обучения

по специальности 061000 –

«Государственное и муниципальное управление»

 

Москва

2010

 

УДК 32.019.5

ББК С556.511,0

 

 

Обсуждено и утверждено

на заседании кафедры

государственного и муниципального управления

факультета гуманитарных и социальных наук

Российского университета дружбы народов

29 октября 2009 г., протокол № 4

 

Рекомендовано к изданию

Научно-методическим советом

Межвузовского центра инноватики

и социально-проектных технологий в управлении

15 января 2010 г., протокол № 5

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: учебно-методическое пособие: для студентов дневной формы обучения по специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» / М. Н. Грачев (сост.). – М.: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении, 2010. – 32 с.

 

Составитель:

Грачев Михаил Николаевич, доктор политических наук,

профессор кафедры государственного и муниципального управления

факультета гуманитарных и социальных наук

Российского университета дружбы народов

 

 

© М. Н. Грачев, составление, 2009

 

© Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении, 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
 
Общее описание курса
          1. Цель и задачи курса
          2. Организационно-методическое построение курса
          3. Структура курса
          4. Описание системы контроля знаний
                    4.1. Общие правила выполнения контрольных заданий
                    4.2. Примерные типы письменных работ и форм устного контроля
                    4.3. Шкала оценок, итоговые оценки (методика выставления)
                    4.4. Академическая этика
Программа курса
Список обязательной и дополнительной литературы
Тематический план курса и распределение бюджета аудиторного времени (в академических часах)
План семинарских занятий
Темы творческих работ (эссе)
Задания для самостоятельной работы по тематике курса
Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестациям

 

 

Общее описание курса

 

1. Цель и задачи курса

 

Основной целью курса «Политическая коммуникация» является анализ теоретических концепций и моделей политической коммуникации как необходимого компонента взаимодействия субъектов политики между собой и окружающей социальной средой, направленного на завоевание, удержание и использование власти, сохранение, укрепление или изменение существующих властно-управленческих отношений в обществе.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

– исследование основных тенденций в развитии теоретических концепций и прикладных моделей политико-коммуникационных процессов;

– выявление особенностей развития микро- и макроуровнего направлений исследования политической коммуникации;

– анализ базовых моделей политической коммуникации как когнитивных конструкций, концептуально отображающих содержание процессов информационного воздействия и взаимодействия в политической сфере;

– выявление общих и специфических черт стратегических политико-коммуникационных кампаний, направленных на достижение конкретных политических результатов: агитационно-пропагандистской деятельности, политической рекламы, развития общественных связей, политического маркетинга;

– раскрытие основных тенденций развития форм политической коммуникации в становящемся информационном обществе с учетом возможностей использования Интернета как универсальной коммуникационной среды.

Курс «Политическая коммуникация» входит в блок специальных дисциплин образовательной программы подготовки специалиста государственного и муниципального управления – менеджера, в рамках специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» относится к дисциплинам и курсам по выбору студентов, устанавливаемым вузом (СД.В.00), носит теоретический характер.

Трудоемкость курса – 36 академических часов. [c. 4]

 

2. Организационно-методическое построение курса

 

Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Формат семинара – изложение и обсуждение рассматриваемой темы на основе изученной литературы. В рамках семинарской работы рекомендуются короткие выступления с докладами на заранее выбранную тему, комментирование и активное участие в коллективном обсуждении докладов, выполнение индивидуальных письменных заданий (научное реферирование текстов, переводы и т. д.). В рамках курса проводится два письменных тестирования (промежуточная и итоговая аттестационные работы) на основе пройденного материала и по дополнительной литературе, а также предусматривается написание творческой работы (эссе).

 

3. Структура курса

 

Структура курса включает в себя:

– лекции – 18 часов,

– семинары – 14 часов,

– промежуточная аттестация – 2 часа,

– итоговая аттестация – 2 часа.

 

 

4. Описание системы контроля знаний

 

4.1. Общие правила выполнения контрольных заданий

 

Промежуточная и итоговая аттестационные работы пишутся студентами соответственно в середине и в конце семестра. Тематика аттестационных работ соответствует тематике прослушанных студентами лекций и семинарских занятий на конкретном этапе обучения. В промежуточную аттестационную работу включаются вопросы по первой части курса, в итоговую – вопросы по всему курсу. Перечень вопросов, выносимых на каждую из аттестационных работ, доводится до сведения студентов не позднее, чем за неделю до даты проведения соответствующего письменного тестирования. Конкретные задания по аттестационным работам сообщаются каждому студенту непосредственно при тестировании.

Тематика письменных творческих работ (эссе) предлагается студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из данного перечня или предложить свою, согласовав ее с преподавателем. [c. 5] Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Преподаватель дает консультации по любым вопросам, касающимся проблематики итоговой творческой и текущих самостоятельных работ, в специально отведенные для этого часы (по договоренности). Творческие работы сдаются преподавателю не позднее чем за три недели до окончания учебного семестра.

Требования к набранным на компьютере творческим работам (эссе): шрифт Times New Roman, кегль – 14, полуторный интервал, цитирование и сноски – в соответствии с принятыми стандартами, тщательно выверенная грамматика, орфография и синтаксис. Объем работы – от 12 до 16 страниц (без учета титульного листа и списка литературы). Творческая работа не должна иметь реферативного или описательного характера, акцент должен быть сделан на аргументированном представлении студентом своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики.

 

4.2. Примерные типы письменных работ и форм устного контроля

 

На промежуточной и итоговой аттестационных работах каждому студенту предлагается индивидуальный вариант задания, содержащий два вопроса из перечня, выносимого на соответствующее тестирование. Студент имеет право заменить предложенный ему вариант задания, но при этом оценка снижается на 30% от максимального количества баллов, предусмотренных за данную работу. Повторное написание рубежной и итоговой аттестационных работ не предусматривается.

Устный контроль знаний в ходе проведения семинарских занятий предполагает оценку умения студентов вести дискуссию, аргументировать свою позицию ссылками на изученную литературу, а также их творческий подход к подготовке докладов и сообщений, которые должны представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной проблемы, связанной с тематикой соответствующего семинарского занятия.

 

4.3. Шкала оценок, итоговые оценки (методика выставления)

 

Действующая в Российском университете дружбы народов кредитная система обучения, соответствующая европейской системе перевода и накопления кредитов ECTS (The European Credit Transfer System), предполагает выставление студентам по итогам изучения каждой дисциплины дифференцированных оценок, балльная структура которых [c. 6] учитывает посещаемость лекций и активность работы на семинарских занятиях в течение семестра, результаты промежуточной и итоговой аттестационных письменных работ, а также творческой работы.

Шкала оценок определяется отведенным на каждую дисциплину количеством кредитов из расчета 36 баллов за один кредит.

На дисциплину «Политическая коммуникация» отводится 3 кредита, что соответствует максимальной оценке 108 баллов.

Балльная структура оценки включает в себя следующие формы контроля:

– посещение лекций в течение семестра – до 18 баллов;

– активная работа на семинарах в течение семестра – до 14 баллов;

– рубежная аттестация – до 30 баллов;

– итоговая аттестация – до 30 баллов;

– творческая работа (эссе) – до 16 баллов.

Всего – до 108 баллов

 

Шкала оценок:

 

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

F

FX

E

D

C

B

A

Менее

37

37–54

55–63

64–72

73–90

91–99

Более

100

 

Пояснение оценок

A – выдающийся результат;

B – очень хороший результат;

C – хороший результат;

D – достаточно удовлетворительный результат;

E – отвечает минимальным требованиям удовлетворительной оценки;

FX – оценка означает, что студент может добрать баллы только до минимальной удовлетворительной оценки;

F – неудовлетворительный результат, предполагающий либо повтор курса в установленном порядке, либо представление студента к отчислению.

 

4.4. Академическая этика

 

Все имеющиеся в письменных работах (самостоятельных, творческих) цитаты и сноски тщательно выверяются. Приводимые цитаты должны полностью совпадать с текстом оригинала: изменение [c. 7] грамматических форм не допускается, лакуны обозначаются. Вспомогательный аппарат письменных работ (библиографические списки, сноски, ссылки, примечания, таблицы, схемы) оформляются в соответствии с существующими стандартами (см., например: Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004; Грачев М.Н. Микроуровневые теории политико-коммуникационных процессов в американской политической науке ХХ века / М. Н. Грачев, А. Д. Трахтенберг // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2004. – № 1 (5). – С. 89–96; Горный Е. Летопись русского Интернета: 1990–1999 / Е. Горный [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/ru_let). В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников (в алфавитном порядке).

Недопустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в Интернете – необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены – в качестве такового рассматриваются не только не санкционированные нормами научной этики заимствования в курсовых и творческих работах, но и буквальные заимствования фрагментов учебной и научной литературы в аттестационной работе. [c. 8]

 

 

Программа курса

 

Тема 1. Генезис концепции политической коммуникации

 

Элементы политической коммуникации в текстах и памятниках изобразительного искусства цивилизаций Древнего Востока. Начало осмысления коммуникации в качестве инструмента воздействия на политическое сознание и поведение людей в социально-философских учениях Древней Греции и Древнего Рима. Идеи «политического общения» в трудах мыслителей западноевропейского Средневековья и Эпохи Возрождения. Новое время: борьба мнений вокруг проблемы свободы слова. Рассмотрение отдельных сторон политической коммуникации в рамках марксистской концепции идеологии. Ранние работы Г. Лассуэлла по проблемам эффективности воздействия массовой пропаганды. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление в середине ХХ в.

 

Тема 2. Политика и политическая деятельность:

информационно-коммуникационный аспект.

Сущность политической коммуникации

 

Политика как сфера деятельности и форма организации отношений, взаимодействия, коммуникации между людьми. Соотношение между понятиями «политика» и «управление», «коммуникация», «управление», «социальная коммуникация» и «политическая коммуникация». Предмет политической коммуникативистики. Основные подходы к определению понятия «политическая коммуникация» в работах зарубежных и отечественных политологов. Разграничение понятий «политическая информация» и «политически значимая информация» как необходимое условие для отграничения политической коммуникации от других видов информационного взаимодействия в социальной сфере. Основные каналы распространения политически значимой информации. Естественная и технически опосредованная политическая коммуникация. Информационно-коммуникативные системы в политике, различные основания их классификации.

 

Тема 3. Микро- и макроуровневые теории политической коммуникации

 

Понятие микроуровня социально-политических исследований. «Теория волшебной пули» Г. Лассуэлла. Двухступенчатая модель коммуникационного воздействия П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Х. Годэ и «теории минимальных эффектов». Концепция «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Теория «полезности и удовлетворения потребностей» Э. Каца. «Теория культивации» Дж. Гербнера. Концепция «установления повестки дня» («agenda-setting») Д. Шоу и М. Маккомбса. [c. 9] Критические теории политической коммуникации. Политическая кибернетика как макроуровневая концепция, ее функциональный аспект. Принцип обратной связи и коммуникационно-кибернетический гомеостазис. Модель гомеостатической устойчивости политической системы Д. Истона. Возможности и пределы коммуникационно-кибернетического моделирования политических процессов.

 

Тема 4. Политическая система общества: коммуникационный базис

 

Мир политической деятельности как открытая гомеостатическая система. Понятия общей теории систем (элемент, компонент, структура, подсистема) в политологическом контексте. Коммуникационное определение политической системы общества. Структурно-функциональная модель политической системы, функциональная специализация и взаимодействие ее подсистем. Подсистема политической коммуникации как базис устойчивости политической системы.

 

Тема 5. Базовые модели политической коммуникации

 

«Формула Лассуэлла» и ее модификация Р. Брэддоком. Обобщенная модель коммуникационного процесса Дж. Гербнера. Проблема возможного искажения распространяемых сообщений: модель К. Шеннона и У. Уивера. Обратная связь в политической коммуникации: модели У. Шрамма и М. Дефлёра. Анализ эволюции форм политической коммуникации на основе моделей альтернативных видов движения информации (Й. Бордвик, Б. ван Каам): «вещание», «диалог», «консультация», «регистрация». Тенденции замещения «униполярной» политической коммуникации «вещательного типа» интерактивными процессами.

 

Тема 6. Стратегические политико-коммуникационные кампании

 

Понятие стратегической политико-коммуникационной кампании. Общие характеристики и основные виды стратегических политико-коммуникационных кампаний. Нормативная модель стратегической политико-коммуникационной кампании (К. Новак, К. Варнерид). Модели иерархии эффектов политико-коммуникационного воздействия (М. Рэй). Модель процесса кумулятивного коммуникационного эффекта (С. Чаффи, Ч. Роузер). Модели эволюции стратегий развития общественных связей (Дж. Грюниг, Т. Хант): коммуникационная кампания рекламного типа, кампания общественного информирования, двусторонняя асимметричная и двусторонняя симметричная модели. Политическая кампания маркетингового типа: сочетание «убеждающей коммуникации» и «адаптированного предложения». [c. 10]

 

Тема 7. Аудитория как объект направленного информационного воздействия:

возможности и пределы политической социализации

 

Политическая социализация: понятие, сущность. Социализирующий эффект направленного информационного воздействия: возможности и пределы. Особенности достижения эффективности информационного воздействия в неконкурентной коммуникационной среде. Технологии «информационной агрессии» и «подавления конкуренции». Моделирование процессов социализирующего информационного воздействия в конкурентной коммуникационной среде (К. Розенгрен, Дж. Комсток). Анализ возможностей и пределов формирования и изменения политических установок личности в исследовательских традициях «культивационного анализа» (Дж. Гербнер, Анненбергская школа) и «установления повестки дня» (Ш. Айенгар, Д. Киндер).

 

Тема 8. Средства массовой коммуникации

в поле действия социально-политических сил

 

Основные факторы, воздействующие на деятельность СМК в информационном поле политики. Динамика отношений между СМК и источниками информации: модель У. Гайбера – У. Джонсона. Проблема целенаправленного отбора и «фильтрации» сведений для освещения в СМК: модели Д. Уайта, Дж. Макнелли, Й. Галтунга и М. Руге. Обобщенная модель формирования медиа-образа социально-политической действительности.

 

Тема 9. Интернет-коммуникация в политической сфере:

новые проблемы и новые возможности

 

Общие представления о технологиях Интернет-коммуникации. Преимущества Интернета по сравнению с традиционными коммуникационными каналами. Проблема правового статуса Интернета. Возможности негативного использования Интернет-коммуникации в социально-политической сфере. Интернет-коммуникация как инструмент расширения позитивных возможностей политического участия. Сущность и перспективы развития технологий «электронной демократии» и «электронного правительства». Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», ее роль и значение в формировании механизмов «электронной демократии» в Российской Федерации. [c. 11]

 

 

Список обязательной и дополнительной литературы

 

Официальные документы

 

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (действующая редакция) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/smi/

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» (в редакции (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года № 380, от 15 августа 2006 года № 502, от 10 марта 2009 года № 219, от 10 сентября 2009 года № 721, от 09 июня 2010 года № 403) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101540;fld=134;dst=4294967295

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. – 328 с. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04mg.htm.

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. – 615 с.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 331, [1] с.

 

Дополнительная литература

 

Алмонд Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. – 1992. – № 4. – С. 122–134 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534.

Анохин М.Г. Авангардные информационные технологии PR: возможности и перспективы / М. Г. Анохин, М. Ю. Павлютекова // Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В. С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 408–425. [c. 12]

Анохин М.Г. Информационно-коммуникативные технологии в политике / М. Г. Анохин, М. Ю. Павлютенкова // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 1999. – № 1. С. 40–52 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50996.

Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения: В 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. С. 376–379 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /aristotel/arpol1.html.

Белонучкин Г. Политический сегмент российского Интернета, его развитие и перспективы / Г. Белонучкин, Е. Михайловская // Интернет и российское общество / Московский Центр Карнеги; под ред. И. Семенова. – М.: Гендальф, 2002. С. 70–90 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/66585.htm.

Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов / Л. фон Берталанфи // Системные исследования. Ежегодник. – М., 1969. – С. 30–54 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /bertalanffy/bertalanffy_2.html.

Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика: Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. – С. 193–226.

Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл (1902–1978) / О. Л. Гнатюк // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. C. 11–20 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/g/gnatuk.shtml.

Грачев М.Н. «Электронная демократия» и «электронное правительство»: к вопросу об определении понятий с учетом реалий становления информационного общества / М. Н. Грачев // Политическое управление и публичная политика XXI века: Государство, общество и политические элиты / Редкол.: О. В. Гаман-Голутвина (отв. ред.) и др. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. С. 334–345.

Грачев М.Н. Актуальные проблемы политической науки / М. Н. Грачев, Ю. В. Ирхин. – М.: Экономическая демократия, 1996. – 188 c. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: /grachev_irhin/content.htm.

Грачев М.Н. Микроуровневые теории политико-коммуникационных процессов в американской политической науке ХХ века / М. Н. Грачев, А. Д. Трахтенберг // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2004. – № 1 (5). – С. 89–96 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62678. [c. 13]

Грачев М.Н. СМИ и социально-политические акторы: обобщенная модель взаимодействия / М. Н. Грачев // Моделирование в социально-политической сфере: Научный альманах. – 2007. – № 1. – С. 63–67.

Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. – 129 c. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46229.

Жукова Я. Модели массовой коммуникации / Я. Жукова, Ю. Ширков // Advance Market Research: Публикации [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.advance-mr.ru/articles/zhukova/mc_model/mcmodels.htm.

Ирхин Ю.В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. – М.: Юристъ, 2002. – 511 c. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59330.

Истон Д. Категории системного анализа политики / Д. Истон // Источник: Политология: Хрестоматия. / Сост.: проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2000. С. 319–331 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /hrest/chapt27.htm.

Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация / Дж. Карлсон, пер. М. М. Назарова // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2004. С. 354–366.

Керстинг Н. Электронное голосование и демократия в Европе / Н. Керстинг, пер. с англ. М. Н. Грачева // Политическая наука. – 2007. – №. 4. – С. 123–144.

Кретов Б.Е. Средства массовой информации – элемент политической системы общества / Б. Е. Кретов // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1. – С. 101–115.

Лазарсфельд П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие / П. Лазарсфельд, Р. Мертон // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 1999. С. 138–149.

Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе / Г. Лассвелл // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 1999. С. 131–138.

Маркс К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 419–459 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /me/me04_40.htm. [c. 14]

Мильтон Д. Ареопагитика: Речь о свободе печати, обращенная к английскому парламенту / Д. Мильтон // О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М.: Наука, 1995. С. 19–47.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии / Е. Г. Морозова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 247 c. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62522.

Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы / Ю. А. Нисневич // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 1 (6). – С. 68–80 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81465.

Платон. Государство. // Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. – М.: Мысль, 1999. С. 140–158.

Подгорная Л.Д. Политическая реклама как форма коммуникации современного общества / Л. Д. Подгорная // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8. – С. 85–94 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81497.

Пушкарева Г.В. Политические коммуникации / Г. В. Пушкарева // Политическое обеспечение бизнеса / Под peд. Ю. С. Коноплина. – М.: Издательство МАИ, 1995. С. 45–54 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /pob/chapt05.htm.

Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А. И. Соловьев. // Полис. – 2002. – № 3. – С. 5–18.

Трахтенберг А.Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент / А. Д. Трахтенберг // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8. – С. 85–94 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81500.

Фома Аквинский. Сумма теологии: [Фрагменты] / Фома Аквинский // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. II: Европа: V–XVII вв. – М.: Мысль, 1999. С. 581–596.

Шабров О.Ф. Политические системы: открытость, устойчивость, развитие / О. Ф. Шабров // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. В 4 т. Т. 1 / Сост.: Т.Е. Сафонова. – М., 1996. – С. 23–31 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://shabrov.info/Statji/anal_sis.htm. [c. 15]

 

 

Тематический план курса

и распределение бюджета аудиторного времени

(в академических часах)

 


п/п

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Генезис концепции политической коммуникации

2

2

4

2.

Политика и политическая деятельность: информационно-коммуникационный аспект. Сущность политической коммуникации

2

2

4

3.

Микро- и макроуровневые теории политической коммуникации

2

2

4

4.

Политическая система общества: коммуникационный базис

2

2

4

5.

Базовые модели политической коммуникации

2

2

6.

Стратегические политико-коммуникационные кампании

2

2

4

7.

Аудитория как объект направленного информационного воздействия: возможности и пределы политической социализации

2

2

4

8.

Средства массовой коммуникации в поле действия социально-политических сил

2

2

4

9.

Интернет-коммуникация в политической сфере: новые проблемы и новые возможности

2

2

 

Промежуточная аттестация

   

2

 

Итоговая аттестация

   

2

 

Итого

18

14

36

[c. 16]

 

План семинарских занятий

 

Тематика семинаров по курсу «Политическая коммуникация» составлена в соответствии с принципом дополнения лекционных занятий, углубления и закрепления полученных на них знаний. По усмотрению преподавателя занятия могут проводиться как в форме обсуждения заданных планом вопросов, так и в форме обсуждения докладов.

Цель семинаров – последовательное и систематичное изучение базовых концепций теории политической коммуникации с учетом их логической взаимосвязи.

Задачи семинаров – научить студентов соотносить положения теории политической коммуникации с контекстом текущего политического процесса, стимулировать у них самостоятельное, углубленное изучение предмета.

Оценка работы студентов на семинарских занятиях осуществляется с учетом их творческого подхода к подготовке докладов и сообщений, умения формулировать, аргументировать и излагать свои мысли по конкретной проблематике в рамках выносимых на обсуждение вопросов.

 

 

Занятие 1. Генезис концепции политической коммуникации

 

1. Элементы осмысления политической коммуникации в памятниках цивилизаций Древнего Востока и социально-философских учениях Древней Греции и Древнего Рима.

2. Идеи «политического общения» в трудах мыслителей западноевропейского Средневековья и Эпохи Возрождения.

3. Борьба мнений вокруг проблемы свободы слова и концепций идеологии в Новое время.

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. С. 22–38 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_03.htm , 39–51 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_04.htm .

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. С. 63–91.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 31–45. [c. 17]

 

Дополнительная литература

 

Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. С. 376–379 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /aristotel/arpol1.html.

Маркс К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 445–446 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /me/me04_40b.htm.

Мильтон Д. Ареопагитика: Речь о свободе печати, обращенная к английскому парламенту / Д. Мильтон // О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М.: Наука, 1995. С. 19–47.

Платон. Государство. // Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. – М.: Мысль, 1999. С. 140–144, 149–158.

Фома Аквинский. Сумма теологии: [Фрагменты] / Фома Аквинский // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. II: Европа: V–XVII вв. – М.: Мысль, 1999. С. 581–596.

 

 

Занятие 2. Политика и политическая деятельность:

информационно-коммуникационный аспект.

Сущность политической коммуникации

 

1. Политика как сфера деятельности и форма коммуникации между людьми. Соотношение между понятиями «политика» и «управление»; «коммуникация», «управление», «социальная коммуникация» и «политическая коммуникация».

2. Разграничение понятий «политическая информация» и «политически значимая информация». Основные каналы распространения политически значимой информации.

3. Естественная и технически опосредованная политическая коммуникация. Информационно-коммуникативные системы в политике, различные основания их классификации.

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. С. 52–66 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_05.htm , 67–79 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_06.htm . [c. 18]

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2007. С. 139–150.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 7–13, 20–29, 49–62.

 

Дополнительная литература

 

Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. С. 9–19 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46225.

Пушкарева Г.В. Политические коммуникации / Г. В. Пушкарева // Политическое обеспечение бизнеса / Под peд. Ю. С. Коноплина. – М.: Издательство МАИ, 1995. С. 45–54 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /pob/chapt05.htm.

Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А. И. Соловьев. // Полис. – 2002. – № 3. – С. 5–18.

 

 

Занятие 3. Микро- и макроуровневые теории политической коммуникации

 

1. Понятие микроуровня социально-политических исследований. Ранние микроуровневые концепции политической коммуникации: «теория волшебной пули» (Г. Лассуэлл) и двухступенчатая модель коммуникационного воздействия (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, Х. Годэ).

2. Развитие микроуровневых концепций политической коммуникации в 50-е–90-е гг. ХХ в.

3. Политическая кибернетика как макроуровневая концепция политической коммуникации, ее функциональный аспект. Модель гомеостатической устойчивости политической системы Д. Истона.

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. С. 80–91 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_07.htm , 92–99 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_08.htm .

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2007. С. 116–125.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 14–16, 80–87. [c. 19]

 

Дополнительная литература

 

Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов / Л. фон Берталанфи // Системные исследования. Ежегодник. – М., 1969. – С. 30–54 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /bertalanffy/bertalanffy_2.html.

Грачев М.Н. Микроуровневые теории политико-коммуникационных процессов в американской политической науке ХХ века / М. Н. Грачев, А. Д. Трахтенберг // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2004. – № 1 (5). – С. 89–96 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62678.

Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. С. 34–60 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46238.

Истон Д. Категории системного анализа политики / Д. Истон // Источник: Политология: Хрестоматия. / Сост.: проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2000. С. 319–331 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /hrest/chapt27.htm.

 

 

Занятие 4. Политическая система общества: коммуникационный базис

 

1. Мир политической деятельности как открытая система. Коммуникационное определение политической системы общества.

2. Структурно-функциональная модель политической системы, функциональная специализация и органическое взаимодействие ее подсистем.

3. Подсистема политической коммуникации как базис устойчивости политической системы.

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. С. 100–115 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_09.htm.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 207–212, 221–225. [c. 20]

 

Дополнительная литература

 

Анохин М.Г. Информационно-коммуникативные технологии в политике / М. Г. Анохин, М. Ю. Павлютенкова // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 1999. – № 1. – С. 40–52 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50996.

Грачев М.Н. Актуальные проблемы политической науки / М. Н. Грачев, Ю. В. Ирхин. – М.: Экономическая демократия, 1996. С. 101–115 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: /grachev_irhin/chapt03.htm.

Кретов Б.Е. Средства массовой информации – элемент политической системы общества / Б. Е. Кретов // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1. – С. 101–115.

Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы / Ю. А. Нисневич // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 1 (6). – С. 68–80 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81465.

Шабров О.Ф. Политические системы: открытость, устойчивость, развитие / О. Ф. Шабров // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. В 4 т. Т. 1 / Сост.: Т.Е. Сафонова. – М., 1996. – С. 23–31 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://shabrov.info/Statji/anal_sis.htm.

 

 

Занятие 5. Стратегические политико-коммуникационные кампании

 

1. Стратегические политико-коммуникационные кампании: понятие, общие характеристики и основные виды.

2. Нормативная модель стратегической политико-коммуникационной кампании (К. Новак, К. Варнерид) и модели эффектов политико-коммуникационного воздействия (М. Рэй, С. Чаффи, Ч. Роузер).

3. Модели эволюции стратегий развития общественных связей (Дж. Грюниг, Т. Хант). Политическая кампания маркетингового типа: сочетание «убеждающей коммуникации» и «адаптированного предложения».

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. С. 143–163 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_12.htm. [c. 21]

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. С. 522–530.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 98–123, 125–170, 252–255.

 

Дополнительная литература

 

Анохин М.Г. Авангардные информационные технологии PR: возможности и перспективы / М. Г. Анохин, М. Ю. Павлютекова // Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В. С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 408–425.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии / Е. Г. Морозова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. С. 90–112 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62600, 122–134 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62602, 134–167 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62603.

Подгорная Л.Д. Политическая реклама как форма коммуникации современного общества / Л. Д. Подгорная // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8. – С. 85–94 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81497.

 

 

Занятие 6. Аудитория как объект направленного информационного воздействия:

возможности и пределы политической социализации

 

1. Политическая социализация: понятие, сущность. Социализирующий эффект направленного информационного воздействия.

2. Особенности достижения эффективности информационного воздействия в неконкурентной и конкурентной коммуникационной среде.

3. Исследования возможностей и пределов социализирующего информационного воздействия в традициях «культивационного анализа» (Дж. Гербнер, Анненбергская школа) и «установления повестки дня» (Ш. Айенгар, Д. Киндер).

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. С. 193–216 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_15.htm.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 87–96. [c. 22]

 

Дополнительная литература

 

Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика: Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. – С. 193–226.

Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. С. 64–84 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46240.

Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация / Дж. Карлсон, пер. М. М. Назарова // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2004. С. 354–366.

Трахтенберг А.Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент / А. Д. Трахтенберг // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8. – С. 85–94 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81500.

 

 

Занятие 7. Средства массовой коммуникации

в поле действия социально-политических сил

 

1. Основные факторы, воздействующие на деятельность СМК в информационном поле политики. Динамика отношений между СМК и источниками информации (модель У. Гайбера – У. Джонсона).

2. Модели целенаправленного отбора и «фильтрации» сведений для освещения в СМК (Д. Уайта, Дж. Макнелли, Й. Галтунг, М. Руге).

3. Обобщенная модель формирования медиа-образа социально-политической действительности.

 

Обязательная литература

 

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. С. 216–234 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: /Grachev/n56_04_16.htm.

Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 72–87, 170–185, 213–221. [c. 23]

 

Дополнительная литература

 

Грачев М.Н. СМИ и социально-политические акторы: обобщенная модель взаимодействия / М. Н. Грачев // Моделирование в социально-политической сфере: Научный альманах. – 2007. – № 1. – С. 63–67.

Ирхин Ю.В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. – М.: Юристъ, 2002. С. 317–325 [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59355#pg122.

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. С. 443–463.

Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А. И. Соловьев. // Полис. – 2002. – № 3. – С. 5–18. [c. 24]

 

 

Темы творческих работ (эссе)

 

1. Генезис и развитие концепции политической коммуникации: от цивилизаций Древнего Востока до начала ХХ века.

2. Политика и политическая деятельность: информационно-коммуникационное измерение.

3. Предметное поле политической коммуникативистики.

4. Информационно-коммуникативные системы в политике.

5. Микроуровневые теории политической коммуникации.

6. Политическая кибернетика как макроуровневая концепция политической коммуникации.

7. Возможности и пределы коммуникационно-кибернетического моделирования политических процессов.

8. Место и роль коммуникационной подсистемы в политической системе общества.

9. Трансформация базовых моделей политической коммуникации: от «формулы Лассуэлла» до концепции М. Дефлёра.

10. Эволюция форм политической коммуникации: от «униполярной» модели до интерактивных процессов.

11. Стратегические политико-коммуникационные кампании: общие черты и отличительные особенности.

12. Эволюция стратегий развития общественных связей.

13. Политический маркетинг: коммуникационное измерение.

14. Особенности достижения эффективности информационного воздействия в неконкурентной и конкурентной коммуникационной среде.

15. Место и роль концепций «культивационного анализа» и «установления повестки дня» в современной политической коммуникативистике.

16. Модели формирования медиа-образа социально-политической действительности.

17. Особенности использования Интернет-коммуникации в политической сфере.

18. «Электронная демократия»: концепция и политическая практика.

19. Технологии «электронного правительства».

20. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и перспективы развития «электронной демократии» в Российской Федерации. [c. 25]

 

 

Задания для самостоятельной работы по тематике курса

 

Тема 1. Генезис концепции политической коммуникации

 

1. Назовите элементы политической коммуникации, которые могут быть выявлены в текстах и памятниках изобразительного искусства цивилизаций Древнего Востока.

2. Выявите основные тенденции рассмотрения речевой и визуальной коммуникации в политической сфере в рамках социально-философских учений Античности, западноевропейского Средневековья и Эпохи Возрождения.

3. Раскройте суть борьбы мнений, развернувшейся вокруг проблемы свободы слова в Новое время.

4. Охарактеризуйте специфику рассмотрения отдельных сторон политической коммуникации в рамках марксистской концепции.

5. Назовите причины выделения исследований политической коммуникации в самостоятельное направление в середине ХХ в.

 

Тема 2. Политика и политическая деятельность:

информационно-коммуникационный аспект.

Сущность политической коммуникации

 

1. Раскройте суть интерпретации политики в качестве особой формы коммуникации между людьми.

2. Определите логическое соотношение между понятиями «политика» и «управление».

3. Определите логическое соотношение между понятиями «коммуникация», «управление», «социальная коммуникация» и «политическая коммуникация».

4. Перечислите основные подходы к определению понятия «политическая коммуникация», используемые в работах зарубежных и отечественных политологов.

5. Дайте характеристику каналов распространения политически значимой информации.

6. Назовите основания, по которым строится классификация информационно-коммуникативных систем в политической сфере.

 

Тема 3. Микро- и макроуровневые теории политической коммуникации

 

1. Охарактеризуйте специфику микро- и макроуровневых исследований политической коммуникации.

2. Сравните подходы к интерпретации политической коммуникации в рамках «теории волшебной пули» Г. Лассуэлла и двухступенчатой модели коммуникационного воздействия, предложенной П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Х. Годэ. [c. 26]

3. Определите общие и специфические черты концепции «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера и теории «полезности и удовлетворения потребностей» Э. Каца.

4. Охарактеризуйте сходство и различие в рассмотрении процессов политической коммуникации с позиций «теории культивации» Дж. Гербнера и концепции «установления повестки дня» Д. Шоу и М. Маккомбса.

5. Выделите наиболее существенные аспекты политико-коммуникационных процессов, положенные в основу модели политической системы Д. Истона.

 

Тема 4. Политическая система общества: коммуникационный базис

 

1. Объясните, почему сферу политической деятельности можно рассматривать как открытую гомеостатическую систему.

2. Раскройте суть коммуникационного определения политической системы общества.

3. Назовите компоненты структурно-функциональная модели политической системы.

4. Покажите функциональную специализацию и органическое взаимодействие компонентов политической системы.

5. Выявите основания, по которым подсистема политической коммуникации определяется в качестве базиса устойчивости политической системы общества.

 

Тема 5. Базовые модели политической коммуникации

 

1. Оцените достоинства и недостатки «формулы Лассуэлла» и обобщенной модели коммуникационного процесса Дж. Гербнера.

2. Объясните специфику отражения процесса распространения сообщений в модели К. Шеннона – У. Уивера.

3. Выявите функцию механизма обратной связи в моделях У. Шрамма и М. Дефлёра.

4. Определите специфические черты альтернативных видов движения информации в соответствии с моделями, предложенными Й. Бордвиком и Б. ван Каамом.

5. Охарактеризуйте тенденцию эволюции форм политической коммуникации, наметившуюся в условиях становления информационного общества. [c. 27]

 

Тема 6. Стратегические политико-коммуникационные кампании

 

1. Определите понятие «стратегическая политико-коммуникационная кампания».

2. Назовите элементы нормативной модели стратегической политико-коммуникационной кампании, предложенной К. Новаком и К. Варнеридом.

3. Объясните особенности подхода к интерпретации достижения эффектов политико-коммуникационного воздействия в моделях М. Рэя и С. Чаффи – Ч. Роузера.

4. Охарактеризуйте этапы эволюции стратегий развития общественных связей в соответствии с моделью Дж. Грюнига – Т. Ханта.

5. Выявите особенности политической кампании маркетингового типа.

 

Тема 7. Аудитория как объект направленного информационного воздействия:

возможности и пределы политической социализации

 

1. Раскройте содержание понятий «политическая социализация», «десоциализация», «ресоциализация».

2. Выявите возможности и пределы достижения социализирующего эффекта посредством направленного информационного воздействия.

3. Охарактеризуйте специфику достижения социализирующего эффекта информационного воздействия в неконкурентной коммуникационной среде.

4. Определите характерные особенности процессов социализирующего воздействия в конкурентной коммуникационной среде.

5. Назовите общие и специфические черты, присущие анализу процесса формирования и изменения политических установок личности в рамках исследовательских традиций школы «культивационного анализа» и концепции «установления повестки дня».

 

Тема 8. Средства массовой коммуникации

в поле действия социально-политических сил

 

1. Дайте характеристику факторам, оказывающим наиболее существенное воздействие на деятельность СМК в информационном поле политики.

2. Охарактеризуйте этапы развития отношений между СМК и официальными источниками информации при помощи модели У. Гайбера – У. Джонсона. [c. 28]

3. Объясните процесс целенаправленного отбора и «фильтрации» сведений для освещения в СМК, используя модели Д. Уайта и Дж. Макнелли.

4. Назовите ключевые факторы, влияющие на целенаправленный отбор сведений для освещения в СМК, на которых акцентируется внимание в модели Й. Галтунга – М. Руге.

5. Раскройте логическую последовательность формирования медиа-образа социально-политической действительности.

 

Тема 9. Интернет-коммуникация в политической сфере:

новые проблемы и новые возможности

 

1. Оцените преимущества Интернета по сравнению с традиционными каналами и средствами коммуникации.

2. Покажите специфику проблем, возникающих в социально-политической сфере в связи с неопределенностью правового статуса Интернета.

3. Назовите основные тенденции в развитии конвенционального политического участия, связанные с использованием Интернет-коммуникации.

4. Раскройте содержание понятий «электронная демократия» и «электронное правительство».

5. Охарактеризуйте роль и значение Федеральная целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» в формировании механизмов «электронной демократии» в Российской Федерации. [c. 29]

 

 

Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестациям

 

1. Генезис и развитие концепции политической коммуникации (с древнейших времен до начала ХХ в.): краткая характеристика.

2. Политика и политическая деятельность: информационно-коммуникационный аспект.

3. Информация: проблема определения, основные концепции. Соотношение между понятиями «коммуникация» и «информация».

4. Коммуникация как атрибут политической деятельности. Соотношение между понятиями «политическая информация» и «политически значимая информация».

5. Соотношение между понятиями «коммуникация», «управление», «социальная коммуникация», «политическая коммуникация». Предмет политической коммуникативистики.

6. Сущность политической коммуникации. Каналы политической коммуникации.

7. Естественная и технически опосредованная коммуникация. Системы средств коммуникации.

8. Ранние представления о возможностях и пределах политической коммуникации (концепция «волшебной пули» Г. Лассуэлла, модель «двухступенчатой коммуникации» П. Лазарсфельда и теории «минимальных эффектов»).

9. Развитие микроуровневых концепций политической коммуникации в 50-е–90-е гг. ХХ в.

10. «Политическая кибернетика» как макроуровневая концепция политической коммуникации. Модель Д. Истона.

11. Политическая система общества: коммуникационное определение.

12. Компонентный состав политической системы общества. Место и роль коммуникации в политической системе.

13. «Формула Лассуэлла» и ее модификация Ф. Брэддоком.

14. Обобщенная модель коммуникационного процесса Дж. Гербнера.

15. Модели коммуникационных процессов К. Шеннона – У. Уивера и М. Дефлёра.

16. Модели альтернативных видов движения информации («вещание», «диалог», «консультация», «регистрация»).

17. Стратегические политико-коммуникационные кампании: понятие, сущность, отличительные особенности.

18. Нормативная модель стратегической политико-коммуникационной кампании. [c. 30]

19. Эффекты стратегических политико-коммуникационных кампаний, модели иерархий эффектов.

20. Эволюция стратегических политико-коммуникационных кампаний (модель «рекламного типа», модель «общественного информирования», двусторонняя асимметричная и двусторонняя симметричная модели).

21. Политическая социализация: понятие, сущность. Социализирующий эффект направленного информационного воздействия: возможности и пределы.

22. Особенности достижения эффективности информационного воздействия в неконкурентной коммуникационной среде.

23. Моделирование процессов социализирующего информационного воздействия в конкурентной коммуникационной среде.

24. Возможности и пределы формирования и изменения политических установок личности с позиции концепции «культивационного анализа».

25. Возможности и пределы воздействия на аудиторию с позиции концепции «установления повестки дня».

26. Социально-политические факторы, воздействующие на работу СМИ.

27. Взаимодействие СМИ и источников информации: модель У. Гайбера – У. Джонсона.

28. Концепция «информационного фильтра». Модель Й. Галтунга – М. Руге.

29. Обобщенная модель взаимодействия СМИ и социально-политических акторов.

30. Интернет-коммуникация в политической сфере и ее возможности в сравнении с традиционными коммуникационными каналами. Проблема правового статуса Интернета.

31. Сущность концепций «электронной демократии» и «электронного правительства».

32. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и перспективы развития «электронной демократии» в Российской Федерации.

 

Примечание. Вопросы по первой части курса (1–16) выносятся на промежуточную и итоговую аттестации, вопросы по второй части курса (17–32) – на итоговую аттестацию. [c. 31]

 

 

 

 

   
 
каталог