Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 

Гегель Г.В.Ф.

Философская пропедевтика

 

Источник:

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: 2 т. – Т. 2. /

Сост., общ. ред. А.В. Гулыги. – М.: Мысль, 1971. С. 7–209.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

ВТОРОЙ КУРС. СРЕДНИЙ КЛАСС

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И ЛОГИКА

 

ВТОРОЙ ОТДЕЛ. ЛОГИКА

 

Третья часть. Понятие

 

§ 88

 

Учение о понятии, или субъективная логика, имеет своим предметом уже не категории и определения рефлексии, а понятие. Категория полагает бытие в некоторой определенности как в границе; рефлексия полагает сущность в некотором определении, опосредствованном предположением некоторого другого определения. Понятие же– это нечто в себе и для себя существующее, простая тотальность, из которой вытекают все ее определения.

 

§ 89

 

Содержание субъективной логики составляют три главных предмета: 1) понятие, 2) цель, 3) идея; а именно: 1) формальное понятие, или понятие как таковое; 2) понятие в связи с его реализацией, или его объективностью, – цель; 3) идея как реальное или объективное понятие.

 

Первый раздел. Понятие

 

§ 90

 

Содержание формальной логики составляют 1) понятие как таковое, 2) суждение и 3) умозаключение.

 

§ 91

 

1) Понятие содержит моменты единичности, особенности и всеобщности. – Единичность есть отрицательная рефлексия понятия внутрь себя, то, благодаря чему нечто есть в себе и для себя, и то, чему эти определения присущи как моменты. – Всеобщность есть положительное, не исключающее других моментов единство [c.117] понятия с собой, она содержит в себе противоположное ей, оставаясь безразличной к нему и поэтому неопределенной. – Особенность есть соотнесение единичности и всеобщности друг с другом. Она представляет собой всеобщее, низведенное до некоторого определения или, наоборот, единичное, возведенное до своей всеобщности.

 

§ 92

 

Насколько отличаются друг от друга эти определения как моменты понятия, настолько же соответственно отличаются друг от друга и понятия различного содержания, а именно как понятие о чем-то всеобщем, о чем-то особенном и о единичном.

 

§ 93

 

Всеобщее подчиняет себе или, лучше сказать, включает в себя особенное и единичное. Единичное обладает темп же определениями, какие есть у всеобщего и особенного, и одновременно многими сверх того. Точно так же обстоит дело и с особенным но отношению ко всеобщему. Поэтому все, что можно сказать о всеобщем, можно сказать также об особенном и единичном, и все, что можно сказать об особенном, можно сказать о единичном, но не наоборот.

 

§ 94

 

Особенные определения, подчиненные одной и той же всеобщности, координированы друг с другом. Так же называются и те определения, которые содержит в себе одно и то же единичное. Однако ни в каком единичном не могут быть координированными такие определения, которые являются координированными во всеобщем.

 

§ 95

 

2) В суждении то абсолютное единство, в котором моменты содержатся в понятии, снято. Суждение – [c.118] это такое соотнесение определений понятия, когда каждое определение выступает как отдельное, самостоятельное определение и, следовательно, как некоторое особенное понятие.

 

§ 96

 

Суждение содержит: 1) субъект как сторону единичности или же как особенность; 2) предикат как сторону всеобщности, которая вместе с тем есть и некоторая определенная всеобщность, т.е. тоже некоторая особенность; 3) простое бессодержательное соотнесение предиката с субъектом – “есть”, связку.

 

§ 97

 

Виды суждения обозначают различные ступени, поднимаясь по которым внешнее соотношение субъекта и предиката превращается во внутреннее соотношение понятия. – Субъект, с одной стороны, находится в непосредственном тождестве с предикатом, оба они представляют собой одну и ту же определенность содержания, однако, с другой стороны, они различны. Субъект представляет собой более многообразное содержание в сравнении с абстрактным предикатом и по форме случаен.


 

§ 98

 

3) В суждении два определения понятия соотнесены друг с другом непосредственно. Умозаключение же есть суждение с его основанием. В умозаключении эти два определения соединены посредством третьего определения, представляющего собой их единство. Умозаключение есть поэтому полная положенность понятия.

 

§ 99

 

Согласно определенной фигуре, два крайних термина умозаключения суть единичное и всеобщее; особенное же, поскольку в нем соединены оба этих [c.119] определения, есть их средний термин. Если определение А принадлежит или не принадлежит определению В, а определение В определению С, то и определение А соответственно принадлежит или не принадлежит этому С.

 

§ 100

 

Соотнесение обоих крайних терминов (termini extremi) умозаключения со средним термином состоит из двух соотнесений и представляет собой два суждения (propositiones praemissae), каждое из которых содержит момент особенности, средний термин (terminus medius). В первой посылке содержится, кроме того, крайний термин всеобщности (terminus major), и притом как предикат (propositio major, большая посылка); во второй – крайний термин единичности (terminus minor), и притом как субъект (propositio minor). Соотнесение обоих крайних терминов представляет собой третье суждение; заключение (conclusio) опосредствовано.

 

Второй раздел. Цель или телеологическое понятие

 

§ 101

 

Во всякой цели опосредствованное, или же следствие, есть одновременно и нечто непосредственное, нечто первое и служащее основанием. Произведенное, или положенное посредством чего-либо, имеет своей предпосылкой деятельность произведения и ее непосредственное определение, и, наоборот, деятельность совершается ради соответствующего результата, который выступает тут как основание этой деятельности и, следовательно, сам есть ее первое определение. Совершение целенаправленных действий представляет собой умозаключение, в котором посредством целесообразной деятельности одно и то же целое в субъективной форме соединяется со своей объективной формой, понятие – со своей реальностью, причем понятие выступает тут как основание определяемой им реальности. [c.120]

 

§ 102

 

Внешней целесообразностью называется тот случаи, когда налично сущее не обладает в себе самом понятием, которым оно определено, а связано с ним каким-то другим субъектом как внешняя форма или отношение.

 

§ 103

 

Внутренняя целесообразность существует тогда, когда налично сущее имеет свое понятие в самом себе и вместе с тем есть цель и средство, реализующаяся и реализованная цель в самом себе.

 

Третий раздел. Идея

 

§ 104

 

Идея – это единство понятия и реальности, это – понятие, поскольку оно само определяет и себя, и свою реальность; другими словами, это действительность, которая такова, какой она должна быть, и которая сама содержит свое понятие.

 

§ 105

 

1) Идея, коль скоро понятие непосредственно соединено со своей реальностью, не отличается от нее и не выходит из нее, есть жизнь. Последняя может быть как физической, так и духовной жизнью. Будучи освобождена от условий и ограничений случайного наличного бытия, жизнь есть прекрасное.

 

§ 106

 

2) В идее познания и [практической] деятельности понятие, или субъективное, противопоставлено реальности, или объективному, и производится их соединение. [c.121] В основе познания как первое и как сущность лежит реальность. Действие делает действительность соответствующей тому, чтобы благо осуществилось.

 

§ 107

 

3) Абсолютная идея есть содержание науки, а именно рассмотрение универсума, соответствующего понятию в себе и для себя, или рассмотрение понятия разума как оно есть в себе и для себя и как оно объективно и реально в мире. [c.122]

 

предыдущая

 

следующая
 
оглавление