Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
оглавление
 

Гегель Г.В.Ф.

Философская пропедевтика

 

Источник:

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: 2 т. – Т. 2. /

Сост., общ. ред. А.В. Гулыги. – М.: Мысль, 1971. С. 7–209.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

ТРЕТИЙ КУРС. СТАРШИЙ КЛАСС

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ И ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

ВТОРОЙ ОТДЕЛ. ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ЛОГИКА

 

§ 12

 

Логика есть наука о чистом рассудке и чистом разуме, о присущих им определениях и законах. Соответственно этому все логическое имеет три стороны: 1) абстрактную, или рассудочную; 2) диалектическую, или негативно-разумную; 3) спекулятивную, или позитивно-разумную. Рассудочность не идет дальше понятий в их твердой определенности и различии; диалектичность показывает эти понятия в их переходе и в их превращении друг в друга; спекулятивность, или разумность, схватывает единство понятии в их противоположности или же позитивное – в его разложении и переходе.

 

§ 13

 

Рассудок и разум обычно берутся при этом в субъективном смысле, а именно поскольку они как мышление принадлежат какому-либо самосознанию, и логика выступает тогда как чисто формальная наука, которая нуждается в отличном от нее содержании, во внешнем материале, для того чтобы могло осуществиться что-либо действительно истинное.

 

§ 14

 

По своему содержанию логика рассматривает, с одной стороны, рассудок и разум в себе и для самих себя, а с другой – абсолютное понятие как в себе и для себя истинную основу всего, или же, иными словами, логика рассматривает рассудочное и разумное, поскольку оно является не только сознательным постижением в понятиях. [c.150] Поэтому в себе самой логика есть спекулятивная философия, ибо спекулятивный способ рассмотрения вещей есть не что иное, как рассмотрение сущности вещей, которая есть не только чистое, присущее разуму понятие, но также природа и закон вещей.

 

§ 15

 

Логика распадается на три части: 1) на онтологическую логику; 2) на субъективную логику; 3) на учение об идеях. Первая есть система чистых понятий сущего; вторая – система чистых понятий всеобщего; содержание третьей части – понятие науки.

 

Первый раздел. Онтологическая логика

 

I. Бытие

 

А. Качество

 

а) Бытие

 

§ 16

 

Началом знания является непосредственное, лишенное определений понятие бытия; 2) по своей бессодержательности это понятие представляет собой то же самое, как и ничто. Как мышление такой пустоты ничто в свою очередь есть бытие и благодаря своей чистоте – такое же бытие, как и первое; 3) следовательно, между бытием и ничто нет различия. То, что есть, есть только полагание их как различающихся и исчезание каждого из них в его противоположности, т.е. только чистое становление.

 

b) Наличное бытие

 

§ 17

 

Но так как в становлении положенные ранее бытие и ничто только исчезают, то становление есть их совпадение в спокойную простоту, в которой они не суть [c.151] ничто, но и не существуют уже каждый для себя, а как снятые, т.е. моменты. Это единство есть наличное бытие.

 

§ 18

 

Наличное бытие есть 1) бытие, в понятии которого как отношение к другому или как бытие для другого заключено и его небытие; 2) согласно своему моменту бытия, оно обладает также стороной для-себя-бытия, а не только бытия как отношения к другому. Как понятие, охватывающее внутри себя оба этих определения, наличное бытие есть реальность.

 

§ 19

 

Реальное, или нечто, отличное от другого реального, сначала равнодушно к нему, так как в своем инобытии оно вместе с тем есть в себе. Различие одного нечто от другого сначала заключается в границе как середине между ними, в которой они и суть и не суть.

 

§ 20

 

Таковые нечто 1) отличаются от границы или своих различий, каковые суть их середина, вне которой они суть нечто. Но: 2) граница принадлежит им самим, будучи их границей.

 

§ 21

 

Таким образом, различие есть 1) собственное различие реальности, или ее определенность. Но эта в себе сущая определенность есть также 2) внешнее существование или же состояние (Beschaffenheit). Определенность, являющаяся как внешней, так и внутренней, образует качество.

 

c) Изменение

 

§ 22

 

Состояние, или внешнее наличное бытие, столь же принадлежит нечто, как и чуждо ему. Состояние есть [c.152] его инобытие и тем самым его небытие. Оно есть его неравенство с самим собой, благодаря чему полагается изменение.

 

§ 23

 

Так как изменение есть отрицание отрицательного, которым нечто обладает в себе, то возникает для-себя-бытие. Иными словами, определенность как внутреннее различие, которое в себе имеется у нечто, есть отношение нечто в его различии только к самому себе: нечто есть для себя.

 

В. Количество

 

а) Для-себя-бытие (идеальность)

 

§ 24

 

Для-себя-бытие есть 1) различение, но только от самого себя, или отношение не к другому, а к самому себе; 2) но так как различение содержит в себе инобытие, а отношение к последнему отрицательно, то для него существует и другое, но как исключенное.

 

§ 25

 

Для-себя-сущее представляет собой числовое одно. Одно – просто, отнесено только к себе, и из него исключено другое. Его инобытие есть множественность.

 

§ 26

 

Многие суть каждое, одно и то же. Поэтому они суть одно. Но такое одно есть точно так же и множественность. Ибо то, что оно исключает, есть его противоположность, или же, иными словами, оно полагает себя тем самым как множество. Первое становление есть притяжение, второе – отталкивание.

 

§ 27

 

Коль скоро положено и одно и другое становление, истина их есть такой, каковой есть и вне-себя-бытие [c.153] одного и полагание самого себя как множественности, прерывание (Discretion) как себе равное соотнесение многих, или их непрерывность, чистое количество.

 

b) Ограниченное количество (Quantum)

 

§ 28

 

В количестве негативность одного присутствует лишь как снятая, или же, поскольку в равенстве себе самому для-себя-бытия инобытие не есть непосредственно нечто иное, лишь как внешняя граница, или же как граница, совсем не являющаяся границей. Количество с такой безразличной границей называется ограниченным количеством.

 

§ 29

 

Ограниченное количество есть экстенсивное количество, коль скоро граница отнесена к моменту множественности количества, или есть интенсивное количество, коль скоро граница отнесена к моменту равности-самому-себе, или же заключена в определении равности-самому-себе.

 

§ 30

 

Так как в ограниченном количестве отрицательность является безразличной границей, то для-себя-бытие, или же абсолютное определение, есть для него потусторонность. Поэтому можно выйти за пределы всякого ограниченного количества и положить другую границу, но и эта другая граница точно так же не может быть имманентной границей. Благодаря этому возникает прогресс в бесконечность, или же дурная бесконечность.

 

§ 31

 

Однако абсолютное определение, положенное как потусторонность, будучи для-себя-бытием, есть и собственный момент количества. Иными словами, граница, не являющаяся границей, представляет собой только снятое в для-себя-бытии инобытие. Это инобытие есть определенность, полагание которой есть самоопределение: качественная величина. [c.154]

 

с) Количество

 

§ 32

 

Как простое определение качественная величина является прежде всего специфической величиной, а как различающаяся самоопределяемость она есть спецификация величин, которые одновременно суть определенные величины в отношении друг друга и имеют качественное отношение друг к другу, пли же она есть показатель числового отношения качественно относящихся друг к другу величин. Поскольку величины здесь сняты как конечные и самая снятость их положена как их качественный закон, это есть их истинная, актуальная (gegenwartige) бесконечность.

 

II. Сущность

 

А. Понятие сущности

 

§ 33

 

Простое взаимное проникновение количественного, или внешнего, определения и собственной внутренней определенности есть сущность. Как проникновение самоопределения и безразличной определенности сущность имеет в себе моменты существенности и несущественности. Существенно то, что принадлежит самоопределению, несуществен же момент безразличного наличного бытия.

 

§ 34

 

Становление как становление сущности есть прежде всего действование, переход сущности в свободу наличного бытия; но переход этот есть все же пребывание внутри себя.

 

§ 35

 

Так как действование есть различение сущности от самое себя, благодаря чему возникает наличное бытие, или определенность, то действование есть полагание. [c.155]

 

В. Принцип

 

§ 36

 

Принцип, или предложение, содержит момент пребывания внутри себя, или равенства с самим собой, и момент чистого различения. Первый есть чистая материя, второй – чистая форма. Чистая форма есть остающееся внутри себя действование, т.е. то самое равенство с самим собой, которое было названо чистой материей. Наоборот, чистая материя представляет собой лишенную различий внеположность и неотличима от чистой формы.

 

§ 37

 

Однако различение должно быть положено, и единство формы и равенства с самим собой в противоположность внутри-себя-бытию в форме внешнего наличного бытия есть то, что обычно называют материей. Если она существует в форме внутреннего бытия, она есть содержание, формой же является каждое из таких определений различия.

 

§ 38

 

а) Простой принцип есть принцип тождества, А = А. Тождество безразлично к своей материи. Его содержание не имеет никакого определения, т.е. оно бессодержательно, и, следовательно, его форма есть лишенное различий равенство с самим собой.

 

§ 39

 

в) Принцип равнодушного различия вообще полагает неопределенную различенность и высказывает, что не существует двух вещей, которые были бы вполне равны.

 

§ 40

 

с) Принцип противоположения гласит: А есть либо В, либо не – В, положительность и отрицательность. Из двух противоположных предикатов вещи принадлежит только один, и между ними нет ничего третьего. [c.156]

 

§ 41

 

d) Принцип основания выражает возврат положенного в себе или, иначе говоря, полагание как нечто третье, в чем сняты противоположные определения, и что, как простота, является определением, противоположным обоснованному, представляющемуся многообразным наличным бытием.

 

С. Основание и обоснование

 

1. Целое и части

 

§ 42

 

Как основание своего наличного бытия, без которого нет и самой сущности, сущность есть прежде всего целое и части. Целое есть полагание своих частей и, наоборот, состоит из своих частей. Обе стороны образуют собой одно и то же. Целое равно частям в их совокупности, т.е. их целому; точно так же части равны целому в его разделенности, т.е. как его частям. Обе стороны безразличны друг к другу, а деятельность целого как формы имеет своим условием материю.

 

2. Сила и ее проявление

 

§ 43

 

Однако части являются частями, только будучи положенными целым. Целое, т.е. связь частей, определено единством основания. Иными словами, качество наличного бытия полагается деятельностью основания как формы и материя явления есть собственное содержание формы. Таким образом, основание есть сила, которая проявляет себя вовне.

 

§ 44

 

Сила есть самополагание своего наличного бытия как определенного качества. Благодаря тому что наличное бытие является вместе с тем и бытием для [c.157] другого, или внешностью, сила одновременно свободна от него и не уничтожается, если наличное бытие, т.е. ее явление, исчезает. В соответствии с этой стороной сила хотя не имеет своим условием материю, образующую ее содержание и составляющую ее имманентную принадлежность, но все же обусловливается какой-нибудь вызывающей ее деятельностью.

 

§ 45

 

Такая деятельность сама есть сила, и, следовательно, должна быть вызвана в свою очередь. Так как отношение обеих деятельностей друг к другу является взаимным обменом их определений, то каждая из них служит основанием для действия или проявления вовне другой. Таким образом, возникает понятие основания, служащего основанием своей собственной деятельности и возбуждающего другую деятельность.

 

3. Внешнее и внутреннее

 

§ 46

 

Сущность как сама себя возбуждающая деятельность есть основание своего наличного бытия. В ее наличном бытии нет ничего чуждого и вообще ничего такого, что не было бы положено самим основанием. Таким образом, сущность и ее наличное бытие одно и то же. Будучи внутренним, сущность относится к себе как внешнему, а это внешнее есть лишь выражение внутреннего.

 

§ 47

 

Будучи таким отношением, основание есть нечто безусловное, нечто внутреннее. Оно есть единство материи как покоящегося равенства самому себе и формы как единства противоположного. В своем наличном бытии основание проявляет материю, в которой силы покоятся, и как противоположность себя, и как игра возбуждающихся и деятельных по отношению друг к другу сил. Сущность тем самым стала действительностью. [c.158]

 

III. Действительность

 

§ 48

 

Действительность есть самостоятельное отношение. Она обладает моментом явления, или наличного бытия, которое есть отношение к самому себе, и моментом возможности, в-себе-бытия, или сущности своего наличного бытия. Самая действительность есть единство своей возможности и своего наличного бытия.

 

1. Субстанция

 

§ 49

 

Действительность есть субстанция. Последняя есть сущность, которая содержит внутри себя определения своего наличного бытия как простые атрибуты и законы, полагая их как игру сил наличного бытия пли как свои акциденции, снятие которых означает не исчезновение субстанции, а ее возвращение в самое себя.

 

§ 50

 

Субстанция есть необходимость своих акциденций. В своем свободном наличном бытии последние по своей природе отнесены к другому как к чему-то внутреннему, скрытому в них и кажутся потерявшими свою самостоятельность из-за случая и чуждой восстановление целого, которое снова берет внутрь себя произведенное в нем обособление.

 

2. Причина

 

§ 51

 

Субстанция, поскольку она представляет противоположность необходимости, вступает в отношение причинности. Субстанция есть свободно действующая абсолютная причина, не только как движущее начало, деятельность которого начинается внутри его самого, [c.159] но и как начало, которое имеет внутри себя все производимое им содержание, получающее наличное бытие в форме действия.

 

§ 52

 

В соответствии с противоположностью между деятельностью и сделанным деятельность эта представляет собой переход в противоположность. По содержанию же этот переход является тождественным переходом.

 

3. Взаимодействие

 

§ 53

 

Поэтому как причина субстанция деятельна лишь по отношению к самой себе и внутри самой себя, находится лишь во взаимодействии с собой, или же, иными словами, она есть всеобщее.

 

Второй раздел. Субъективная логика

 

I. Понятие

 

§ 54

 

Понятие есть целое определений, сведенное в их простое единство.

 

§ 55

 

Понятие имеет моменты всеобщности, особенности и единичности.

 

§ 56

 

Всеобщность есть его внутри себя существующее единство в определении. Особенность есть негативное как простое определение, проникнутое всеобщностью, или, другими словами, она есть признак. Единичность есть негативное как чистая, соотносящаяся с собой негативность. [c.160]

 

§ 57

 

Единичность как соотносящаяся с собой лишенная определений негативность обладает определением в виде безразличного, однако не самостоятельного, а снятого наличного бытия как свойством и есть субъект.

 

II. Суждение

 

§ 58

 

Суждение есть отделение субъекта от его определения, или же особенности, и соотнесение его с этой особенностью, представляющей собой его предикат. Субъект и предикат относятся друг к другу либо как единичное и особенное, либо как единичное и всеобщее, либо как особенное и всеобщее.


 

§ 59

 

Суждение одновременно и расширяет субъект до всеобщности, и ограничивает его. Тем самым предикат одновременно и выходит за пределы субъекта, и содержится в нем или же предикат одновременно есть и нечто особенное, и нечто всеобщее.

 

а) Качество суждения, или определение предиката.

 

§ 60

 

Так как суждение есть соотнесение предиката с субъектом, то 1) содержание и выражение суждения сначала прежде всего такое: единичное есть некоторое всеобщее; положительное суждение. 2) Единичное тем не менее не есть всеобщее, отрицательное суждение, а есть некоторое особенное. 3) Единичное не есть особенное, бесконечное суждение, этим суждением снимается всякое определение, а также всеобщая сфера и, следовательно, предикат вообще.

 

b) Количество суждения, или определение субъекта. [c.161]

 

§ 61

 

Бесконечное суждение содержит единичное как единичное или же, иначе говоря, как вот это, в результате чего возникает 1) суждение: вот это таково – сингулярное суждение; 2) так как предикат в то же время высказывает о субъекте и нечто всеобщее, то суждение должно быть таким: некоторые таковы – партикулярное суждение, в котором непосредственно заключено и противоположное суждение: некоторые не таковы; 3) эта неопределенность снимается посредством суждения: все таковы – универсальное суждение.

 

с) Отношение суждения, или определение соотнесения.

 

§ 62

 

Качественным и количественным суждением как субъект, так и предикат уже положены во всех определениях понятия, благодаря этому налицо понятие в себе и суждение содержит теперь соотнесение некоторого налично сущего с понятием. Это в собственном смысле слова суждение является 1) категорическим. Но так как указанное соотнесение понятия с наличным бытием представляет собой только лишь внутреннюю взаимосвязь, то категорическое суждение является вместе с тем лишь ассерторическим.

 

§ 63

 

2) Гипотетическое суждение: если есть А, то есть и В – выражает взаимосвязь, как таковую, т.е. без гарантии, или же утверждения (Assertion), ее наличного бытия, вследствие чего это суждение является проблематическим.

 

§ 64

 

3) Дизъюнктивное суждение: А есть либо В, либо С, либо D – содержит в предикате всеобщность и обособления ее. Субъект отнесен к этим определениям [c.162] тоже как всеобщность. Определения всеобщего исключают друг друга, и субъекту может принадлежать только одно из них. Это суждение является аподиктическим.

 

III. Умозаключение

 

§ 65

 

Умозаключение есть выражение (Darstellung) понятия в его моментах. Насколько единичность, особенность и всеобщность различны тут как моменты, настолько же крайние термины соединены посредством среднего термина (Mitte), представляющего собой их единство.

 

§ 66

 

Умозаключение – это 1) прежде всего соединение единичности и всеобщности посредством особенности, взятой в качестве среднего термина. Смысл такого умозаключения следующий: а) всякое единичное благодаря своей определенности есть нечто всеобщее пли же, иначе говоря, обладает наличным бытием вообще; b) всякое единичное благодаря своей непосредственной определенности обладает еще и другой определенностью, которую первая включает в себя.

 

§ 67

 

Форма умозаключения Е–О–В является общим правилом подведения определенного содержания под всеобщее определение. Если всеобщее определение, как это бывает в тождественных положениях (Satzen), не является по содержанию более общим определением, чем то, о котором оно непосредственно высказывается, то оно обладает все же формой всеобщности в качестве предиката в отличие от другого определения, выступающего в качестве субъекта.

 

§ 68

 

В количественных определениях моменты умозаключения находятся не во взаимоотношениях формы, [c.163] а во взаимоотношениях равенства. Поэтому математическое умозаключение гласит: то, что равно чему-то третьему, равно между собой.

 

§ 69

 

Всякое умозаключение, каково бы ни (было расположение содержащихся в нем моментов, может быть сведено к той указанной выше форме, которая является общим правилом всех умозаключений.

 

§ 70

 

В умозаключении, если его рассматривать с точки зрения указанных моментов, средним термином является особенность – одна из множества определенностей, присущих единичности как конкретному. Такую единичность можно, стало быть, соединить и с другими всеобщими определениями, которые, вероятно, будут взаимно ограничивать и даже упразднять друг друга. Точно так же и отдельно взятую особенность можно соотнести с другими всеобщими определениями. Со своей стороны всеобщее вмещает в себя и другие определенности, а, следовательно, также и другие единичности. Таким образом, единичное и соединяемое с ним всеобщее здесь являются друг для друга случайным содержанием.

 

§ 71

 

Что касается соотнесения этих моментов, то в умозаключении имеются два непосредственных соотнесения, или же суждения, а именно: соотнесение единичного с особенным и соотнесение особенного со всеобщим, и одно опосредствованное соотношение – заключение. Так как только опосредствованное соотнесение содержит единство соединяемых моментов, а благодаря этому в формальном отношении и необходимость их соотнесения, то оба непосредственных соотнесения тоже нужно показать как опосредствования. Если же это делать с помощью умозаключений того же самого [c.164] вида, то возникнет прогресс в дурную бесконечность, поскольку каждое из таких дополнительных умозаключении обладает тем же недостатком.

 

§ 72

 

Следовательно, непосредственные соотнесения единичного с особенным и особенного со всеобщим необходимо раньше опосредовать согласно всеобщей форме умозаключения вообще, но через какую-то другую определенность среднего термина; 2) поэтому второе всеобщее умозаключение в том и состоит, что особенное соединяют со всеобщим посредством единичности. Но единичное как нечто наличие существующее, чтобы быть средним термином, должно быть взято как все: умозаключение путем индукции. Поскольку же налично существующие единичности подвержены неограниченной случайности, индукция не может быть полной, и поэтому индуктивное умозаключение является в этом смысле несовершенным, и точно так же оно не содержит в себе внутренней необходимости.

 

§ 73

 

Тем не менее, будучи всеобщим моментом понятия единичность, взятая в качестве среднего термина соединяет особенное и всеобщее истинным образом Она представляет собой такое негативное единство в котором, как становлении и деятельности, особенность как различенное многообразие и как условие наличного бытия соединена в одно и поднята до простого всеобщего единства, или же, наоборот, всеобщее разъединено на единичности и вступило в многообразие наличного бытия.

 

§ 74

 

3) Наконец, нужно опосредствовать соотнесение единичности с особенностью, для чего в нашем распоряжении имеется всеобщее: умозаключение по аналогии. В этом умозаключении средний термин по отношению [c.165] к крайнему термину особенности имеет определение единичности и распадается на единичное и всеобщее, ибо то, что с полным правом можно высказать только о данном единичном предмете, берется здесь как всеобщее. Это умозаключение, таким образом, содержит, собственно говоря, четыре определения (quaternio terminorum) и поэтому неудовлетворительно.

 

§ 75

 

Но всеобщность как истинный средний термин есть внутренняя природа и целое понятие, в котором негативное единство, субъективность и объективность, со держание и особенность наличного бытия взаимно проникают друг друга. Понятие служит здесь абсолютным основанием и связью внутри-себя-бытия и наличного бытия.

 

§ 76

 

Первое умозаключение Е–О–В, т.е. умозаключение, опосредствующее единичность и всеобщность через особенность, предполагает оба последующих умозаключения, с помощью которых опосредствуются оба его непосредственных соотнесения. Со своей же стороны оба этих умозаключения предполагают как друг друга, так и первое. Непосредственное требует опосредствования; точно так же и обратно – опосредствование исходит из непосредственности. Эти умозаключения об разуют круг взаимных предположений. Этот круг как целое связан сам с собой и охватывает себя в простом опосредствовании (которое вместе с тем непосредственно) как в центре.

 

§ 77

 

Это целое взаимно предполагающих самих себя опосредствовании, являющихся в то же время просты ми непосредственностями, производит наличное бытие. Последнее предполагает эту причину и ее деятельность и в то же время как произведенное в свою очередь является основой деятельности и самого акта произведения. [c.166] Это опосредствование не является поэтому ни переходом подобно становлению бытия вообще, где переходящее теряется в собственной противоположности, ни также актом произведения подобно явлению основания, которое лишь непосредственно; ни проявлением вовне силы, деятельность которой обусловлена; ни воздействием, подобным действию причины, деятельность которой исчезает в следствии.

 

§ 78

 

A. Цель при ближайшем рассмотрении есть реальное и само себя реализующее понятие и является полным умозаключением и в целом, и в своих частях. Сначала она представляется как субъективная цель и является здесь полным умозаключением, именно: 1) непосредственной внутри себя сущей всеобщностью, которая 2) сама себя определяет, или обособляется, и 3) стремится к выхождению вовне себя, к наличному бытию.

 

§ 79

 

B. Реализация цели точно так же является полным умозаключением. Это опосредствование есть 1) деятельная цель как действующая причина, которая 2) с помощью средства, отчасти принадлежащего субъективности и приводимого деятельностью в связь с целью, а отчасти принадлежащего наличному бытию или объективности и приводимого деятельностью в связь с этой объективностью, 3) воздействует на непосредственное наличное бытие и снятием его дает себе опосредствованную произведенную объективность.

 

§ 80

 

C. Эта объективность, осуществленная цель представляет собой опосредствование всеобщим. Она есть нечто внешнее, что, с одной стороны, является продуктом, а с другой – основанием акта произведения. В ней действующее столько же вышло вовне себя и перешло в свою противоположность, сколько возвратилось из [c.167] опосредствующей деятельности внутрь себя и в своем инобытии нашло лишь самого себя.

 

§ 81

 

Будучи деятельной причиной, цель оставляет в существовании средство и продукт вне друг друга. Следовательно, средство в себе не обладает целью, а продукт деятельностью. Поэтому целесообразность является только внешней и относительной. Она вообще существует лишь постольку, поскольку цель сама имеет подчиненное содержание и поскольку то, что является для нее средством, с какой-нибудь стороны отнесено к ней.

 

§ 82

 

Цель существующего заключена в том, что оно есть в себе и поистине, т.е. в его понятии. Относительная целесообразность, которая считается только с какой-нибудь из определенностей существующего, не исчерпывает поэтому его понятия.

 

§ 83

 

Внутренняя целесообразность заключается в том, что нечто является в самом себе как целью, так и средством, как своим продуктом, так и началом, производящим этот продукт. В этом и заключается самоцель.

 

Третий раздел. Учение об идеях

 

§ 84

 

Идея есть адекватное понятие, в котором субъективность и объективность равны, или где наличное бытие соответствует понятию, как таковому. Она заключает внутри себя истинную жизнь самости (Selbstleben). Идея есть отчасти жизнь, отчасти познание, отчасти наука. [c.168]

 

I. Идея жизни

 

§ 85

 

Жизнь есть идея в стихии наличного бытия. Благо даря единству понятия и объективности живое является таким целым, части которого сами по себе ничто, но существуют только в целом и посредством него, т.е. представляют собой органические части, где материя и форма – неразрывное единство.

 

§ 86

 

Жизни в себе присущи всеобщие моменты, которые конструируют и всеобщую органическую систему. Жизнь обладает 1) в своей внешности своим простым всеобщим внутри-себя-бытием, чувствительностью; 2) возбудимостью извне и непосредственным противодействием внешнему, раздражимостью; 3) возвратом этого действия из внешности внутрь себя, воспроизведением.

 

§ 87

 

Как реализующееся самодвижение жизнь представляет собой троякий процесс: 1) формирование индивида внутри себя самого; 2) его самосохранение в от ношении его неорганической природы; 3) сохранение рода.

 

§ 88

 

1) Процесс формирования есть отношение органического к себе самому и состоит в том, что органически о части постоянно и взаимно производят друг Друга, причем сохранение одной из них зависит от сохранения других. Это взаимное произведение органических частой является, с одной стороны, развитием данной в себе организации, а с другой – постоянным ее изменением. Этот простой рост, т.е. изменение количественное, не есть, однако, процесс увеличения посредством сопоставления, т.е. механическое увеличение, а является увеличения посредством восприимчивости14. [c.169]

 

§ 89

 

Процесс органического изменения точно так же не является и химическим процессом. В химизме относящиеся друг к другу материи взаимно связаны понятием (химическое сродство) и в себе уже содержат свой продукт; однако последний не производит себя наперед как нечто данное и себе равное. Поэтому про изведение его не есть самосохранение. Он только ней тральный продукт, т.е. такой продукт, в котором за тухла деятельность, принадлежащая отдельным материям; он не является самопроизводящим и снова может быть разделен как качественно, так и количественно на свои составные части.

 

§ 90

 

Наоборот, совершенным определением материального увеличения служит органический процесс питания. Питание есть процесс увеличения посредством внутренней уже существующей формы, которая как субъективное или как простая форма всех частей от носится сама к себе, причем каждая из частей по отношению к остальным является объективной и подвержена лишь внутреннему процессу.

 

§ 91

 

2) Процесс самосохранения органического перед лицом его неорганической природы. – Свободное противополагание жизни как субъективного и объективного представляется как органическая и неорганическая природа. Последняя есть жизнь без индивидуальности, где единичное существует для себя, обладает своим понятием только как законом естественной необходимости, а не в субъективной форме и получает смысл только в целом. Это целое как субъект есть органическое, с каковым существенно соотнесена неорганическая природа и каковая образует условие последней.

 

§ 92

 

Неорганическое условие относится к органическому не как причина или химический момент, но то, что [c.170] положено в органическом воздействием неорганического, само существенно определено органическим и действует лишь возбуждая. Органическое есть двоякое движение постоянной борьбы, движение, которое, с одной стороны, прекращает стихийное становление и переход в противоположность, снимает свое условие и индивидуализирует объективную всеобщность, а с другой стороны, исключает из себя самого индивидуальное пли субъективное и принижается до неорганического наличного бытия.

 

§ 93

 

3. Процесс сохранения рода есть а) реализация рода вообще; последний как всеобщая жизнь переходит через обособление видов в единичном к действительности, к индивидуальности; b) отношение органического к равному ему органическому, посредством чего оно производит себя как другой индивид того же рода, это отношение представляет в смене индивидов обратный путь единичности ко всеобщности.

 

II. Идея познания

 

§ 94

 

Познание есть представление (Darstellung) пред мета согласно таким его налично сущим определениям, какие содержатся в единстве его понятия и вытекают оттуда, или, наоборот, поскольку собственная активность понятия дает себе его определения. Эти определения, положенные как содержащиеся в понятии, и есть познание, иначе говоря, идея, реализующая себя в стихии мышления.

 

III. Абсолютная идея, или знание

 

§ 95

 

Абсолютное знание 1) не имеет своим предметом ничего внешнего, каким-либо образом данного; его предмет лишь оно само. Оно есть понятие, [c.171] существующее как понятие. 2) Понятие конструирует себя из себя самого, ибо оно существует как становление и представляет содержащуюся в нем противоположность в форме различных отдельно существующих реальных или, лучше сказать, рассудочных определений. 3) Если реальные определения становятся рассудочными определениями главным образом в своей рефлексии, то их диалектика показывает их не только как необходимо соотносящиеся друг с другом, но и как переходящие в их единство. Результатом этого негативного движения их является их позитивное единство, представляющее собой понятие в его реальной тотальности. [c.172]

 

Примечание

 

14 Термины “сопоставление” (juxtaposition) и “восприимчивость” (intussusception) заимствованы Гегелем из ботаники. Под первым понимается такой род органического тела, когда новые клетки возникают только в тех местах, где кончаются старые, а под вторым – рост, при котором новые клетки занимают место между старыми.

Вернуться к тексту

 

предыдущая

 

следующая
 
оглавление