Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

История политических и правовых учений:

Электронная хрестоматия

Составитель: М.Н. Грачев

Аристотель

 

 

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик и основной оппонент Платона в античной философской мысли – происходил из македонского города Стагира, откуда он прибыл в Афины для обучения философии в Академии у Платона. Полнее он организовал в Афинах собственную философскую школу – Ликей, а вскоре после этого был приглашен македонским царем Филиппом II ко двору в качестве воспитателя царского наследника, знаменитого в будущем Александра Великого.

 

Такова внешняя канва жизни и творчества этого великого мыслителя, философскому учению которого, наряду с учением его учителя Платона, было суждено стать венцом всей античной философии, придать ей завершенность системы. Широко известна энциклопедичность Аристотеля, оставившего после себя работы практически во всех областях знаний. Одной из таких работ является “Политика”, в которой изложен взгляд мыслителя на государство. Но прежде чем говорить о политической концепции Аристотеля, следует сказать о ее общефилософских основаниях, которые прямо противоположны воззрениям Платона. из-за чего во многом различны и подходы обоих мыслителей к анализу государства.

 

Аристотель был не согласен с тем, как его учитель относился к сущности (идее) и явлению (вещи). Платон считал эти категории принципиально нетождественными, отдавая предпочтение сущности и в плане реальности, и в плане истинности. Однако такое решение фундаментальной философской проблемы ставило под сомнение как единство мира, так и его познаваемость. Пытаясь преодолеть эти проблемы. Аристотель полагал, что сущность и явление соотнесены друг с другом, и, более того, тождественны. Именно через явление, по Аристотелю, сущность является нам и никакого иного знания о сущности, кроме как через явление, мы получить не способны. Этот принципиальный подход в решении вопроса о единстве мира и его познаваемости привел Аристотеля и к совершенно иному взгляду на политику как реальность. Если Платон постулировал некий абстрактный “идеальный” строй и, исходя из него как из критерия . строил свою классификацию политических режимов, в которой каждый из режимов переходит в другой не в соответствии с тем, как это происходит в реальной политической жизни, а в зависимости от его “удаленности” от справедливого “идеального” строя, то Аристотель начинал с изучения политических реалий, чтобы
на основе их анализа выстроить собственную классификацию государственных режимов. Но и при такой сознательной ориентации на изучение существующих в различных государствах политических устройств Аристотель сохранил н ценностный критерий классификации – способность того или иного режима расположить своих граждан к добродетельной жизни. Из этой принципиальной двойственности подхода и выкристаллизовалась классификация политических режимов: с одной стороны, они подразделяются на положительные н отрицательные (в зависимости от того, способствуют они или нет добродетельной жизни граждан), а с другой – различаются в зависимости от числа граждан, обладающих при данном режиме полнотой государственной власти.

 

Точно такая же двойственность подхода сохранилась и в представлениях Аристотеля об “идеальном” строе. Он определил его с двух позиций – с точки зрения должного и с точки зрения сущего, т. с, пытался найти “идеальное” государственное устройство среди существующих, одновременно конструируя тип “идеального” государства – желаемого, но реально не осуществленного.

 

Именно в учении о сущем “идеальном” строе Аристотель сформулировал одну из фундаментальных идей современной либеральной демократии о среднем слое как гаранте сохранения и упрочения политических свобод в государстве.

 

Из других важнейших идей, положенных в основу современного западного политического мышления. Аристотелю принадлежат: идея государства как общения индивидов (постулирование индивида в качестве субъекта политической деятельности и предпосылка теории общественного договора); идея понимания гражданина как человека, участвующего в осуществления власти во всех ее формах, в первую очередь законодательной и судебной; идея о разделении властей, которая в новое время получила свое законченное развитие в понимании разделения властей как основы демократии.

 

Влияние Аристотеля на развитие политической мысли Запада велико: по сути, именно он своей “Политикой” подготовил его идейный фундамент, рассматривая политическую реальность как она есть. (Что касается Платона, то он оказался значительно ближе утопическому, и даже коммунистическому, сознании), развивая подход к политике, основанный на постулировании идеала, и пренебрегая реальностью.)

 

Вам предлагается полный текст трактата Аристотеля “Политика”. Изучая эту работу, обратите внимание на такие моменты политического учения великого философа, как соотношение понятий “государство”, “государственное устройство”, “гражданин”.

 

Аристотель.
"Политика"
(полнотектовая версия)

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание