Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

История политических и правовых учений:

Электронная хрестоматия

Составитель: М.Н. Грачев

 

 

Ампер А.-М.

Ноологические науки, касающиеся средств, при помощи которых народы

заботятся о своих потребностях, о своей защите и обо всем,

что может способствовать их сохранению и процветанию

 

Источник: Поваров Г.Н. Ампер и кибернетика. – 2-е изд. –

М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 40–42.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Андре-Мари Ампер (1775–1836) – знаменитый французский физик, математик, естествоиспытатель и систематизатор наук, имя которого внесено в список величайших ученых Франции, помещенный на первом этаже Эйфелевой башни в Париже. В его честь единица силы электрического тока названа «ампером».
В своей системе классификации человеческого знания А.-М. Ампер впервые предложил использовать термин «кибернетика» для обозначения науки об управлении, выступающей в качестве раздела более общей дисциплины, связанной с изучением политики.
Приводимый ниже текст переведен на русский язык выдающимся отечественным математиком, философом и историком науки профессором Геллием Николаевичем Поваровым (1928–2004).

 

§ IV. Науки третьего порядка, касающиеся средств,

при помощи которых правительства заботятся

о внешней безопасности государств и водворяют

у себя внутри порядок и мир

 

Для сохранения государства недостаточно, чтобы оно обладало элементами внутреннего процветания, силами, при помощи которых оно могло бы отражать нападения извне, законами, регулирующими отношения граждан между собою и с правительством; надо еще заключить между этим государством и другими народами договоры, необходимые для наибольшего развития его промышленности и для поддержания мира, обеспечить его независимость, оградить его достоинство, заставить исполнять законы, предупредить по мере возможности беспорядки и преступления и стремиться к всестороннему улучшению общественного состояния.

 

а. Перечисление и определения

 

1. Этнодицея. Отношения одного народа к другому сначала регулировались лишь обычаями, возникавшими как бы сами собою; но с успехами цивилизации появились формальные договоры, [c. 40] основанные на взаимных интересах заключивших их сторон. Из этих обычаев и договоров и верховного закона справедливого и несправедливого, который действует между народами так же, как между индивидами, слагается публичное право народов, образующее предмет науки третьего порядка, которую я называю Этнодицеей, от έθνος «народ» и δίχη «право».

2. Дипломатия. Но эти обычаи и договоры, подобно законам и, может быть, еще в большей степени, нуждаются в толковании; ибо они затрагивают интересы, которые возбуждают вообще более бурные страсти, приводят слишком часто к употреблению силы и навлекают на соперничающие народы все бедствия войны. Такое толкование предполагает знание всех обстоятельств, породивших обычаи и договоры, духа, царившего при их возникновении, интересов, которые они оберегают или ставят под угрозу, и т. д. Таков предмет науки, с давних пор получивший название Дипломатии.

3. Кибернетика. Отношения между народами, изучаемые в обеих предшествующих науках, объемлют лишь меньшую часть вещей, о которых должно заботиться хорошее правительство; поддержание публичного порядка, исполнение законов, справедливое разложение налогов, выбор людей, коих оно должно употреблять, и все, что может способствовать улучшению общественного состояния, требует его неусыпного внимания. Беспрестанно ему приходится выбирать среди различных мер ту, которая более всего пригодна к достижению цели; и лишь благодаря углубленному и сравнительному изучению различных элементов, доставляемых ему для этого выбора знанием всего того, что касается управляемого им народа, характера, нравов, воззрений, истории, религии, средств существования и процветания, организации и законов, может оно составить себе общие правила поведения, руководящие им в каждом отдельном случае. Следовательно, только перебрав все науки, занимающиеся этими разнообразными элементами, мы приходим к той, о которой здесь идет речь и которую я называю Кибернетикой, от

слова χυβερνητιχή, обозначавшего сперва, в узком смысле, искусство управления кораблем, а затем постепенно получившего, у самих греков, гораздо более широкое значение искусства управления вообще.

4. Теория власти. Наконец, нам надлежит исследовать причины, которые привели к учреждению различных правительств, сохраняющие или колеблющие их, вызывающие или предупреждающие эти великие кризисы, именуемые революциями, дойти до происхождения власти и рассмотреть различные системы, касающиеся самого принципа, на котором она зиждется, как, например, системы божественного права, народного верховенства, силы вещей или силы необходимости, явного или молчаливого договора между народами и тем, кто призван ими управлять. Отсюда последняя наука третьего порядка, которая имеет целью разрешение этих великих вопросов и которую я обозначу именем Теория власти.

 

б. Классификация

 

Четыре науки, только что перечисленные и определенные, обнимают все истины, касающиеся средств, при помощи которых правительства сохраняют общества, обеспечивают им мир внутри и народную независимость вовне; их соединение образует науку первого порядка – ПОЛИТИКУ. Последняя делится на две науки второго порядка. Первой из них, состоящей из этнодицеи и дипломатии, я дал [c. 41] название сннкейменики, произведенное от συγχέιμενα «договор, соглашение» по правилам, изъясненным мною на страницах xliv и xlv*; а второй, образованной соединением кибернетики и теории власти, – название политики в собственном смысле, как показано в следующей таблице.

 

Науки 1-го порядка

 

Науки 2-го порядка

Науки 3-го порядка

ПОЛИТИКА

{

Синкейменика

{

Этнодицея

Дипломатия

Политика в собственном смысле

{

Кибернетика

Теория власти

 

Замечания**. В этнодицее легко видеть часть политики, непосредственно задаваемую простым чтением договоров и соглашений, т. е. автоптическую точку зрения на специальный предмет политики; в дипломатии – разыскание неизвестного: истинного смысла договоров и средств, наиболее пригодных для разрешения трудностей, которые могут возникнуть между народами. Это очевидные признаки криптористической точки зрения. Столь же легко обнаруживаются признаки тропономичеcкой точки зрения в кибернетике, которая представляет собою по отношению к управлению народами то же, что стратегия по отношению к командованию войсками. Наконец, в теории власти, занимающейся причинами и происхождением, налицо криптологическая точка зрения на специальный предмет политики***. [c. 42]

 

Примечания

 

* Имеется в виду передача χ через с и ει через i; γ перед χ читается как ν. Я, однако, пишу «кибернетика» и «синкейменика». – Г.П.

Вернуться к тексту

** Набраны петитом и в оригинале. – Г.П.

Вернуться к тексту

*** Комментируя данный отрывок из произведения французского ученого, Г. Н. Поваров отмечал: «Итак, кибернетика рисуется Ампером как наука о текущем управлении государством, (народом), которая помогает правительству решать встающие перед ним конкретные задачи, с учетом разнообразных обстоятельств и в свете общей задачи принести стране мир и процветание. [...] Роль кибернетики в политике подобна роли стратегии в военном искусстве, но это стратегия мира. Задача сохранения мира подчеркивается Ампером весьма настойчиво, в чем нельзя не чувствовать отклика на недавно угасший пожар. Действительно, Ампер не одобрял беспрерывных наполеоновских войн, приведших Францию к катастрофе» (Поваров Г.Н. Указ. соч. С. 42–43).

Вернуться к тексту

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание