Библиотека Михаила Грачева

   

 

   
каталог
 

Краснов Б.И.

Предмет и специфика прикладной политологии

 

Источник: Социально-политический журнал. – 1997. – № 3. – С. 40–47.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

Политология – наука о политике. Ее задача – изучение политики как в ее сущности, так и в ее проявлении. Таким образом она, естественно, разделяется на теоретическую и практическую (прикладную).

Политология становится сегодня одной из авторитетных обществоведческих дисциплин, а политолог – специалистом по технологии политики и власти, “профессиональным советником” народа и политиков. Политическая теория является практической в том смысле, что создается не для. того, чтобы просто понять какой-либо социально-политический феномен, но понять так, чтобы изменить его при определенных условиях или поставить под контроль. Политическая наука своими средствами и методами позволяет проникнуть в тайны политики к раскрыть суть деятельности политических лидеров, элиты, партий, политического поведения масс.

Введение в научный оборот понятий “общая” и “прикладная” политология обусловлено рядом обстоятельств. Так, реальным фактором становится существование двух направлений: первое – это политологи, занимающиеся теоретическими вопросами, второе – политологи, анализирующие конкретные политические события и выдающие рекомендации для принятия политических решений.

В чем же здесь проблема? Представители второго направления считают, что они и есть “истинные” политологи, а “теоретики” не являются таковыми. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Политология изучает политическую жизнь, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о политической деятельности, описанием, объяснением и пониманием процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов [c.40] политологического исследования. Она дает ответы на вопросы “что познается?” и “как познается?”, т. е. решает гносеологические задачи. В совокупности они формируют общую, фундаментальную политологию.

В то же время политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы. Поэтому общая и прикладная политологии различаются не по объекту или методу исследования, а по той цели, которую они перед собой ставят: решаются ли научные или практические задачи. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы “для чего?” и “как?”. Она может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Прикладная политология всегда проблемно “ориентирована” или “ориентирована на клиента”.

Общая же политология является фундаментальной, базисной, чистой, “ориентированной на дисциплину” наукой.

В прикладной политологии главным является ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. В ней приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры. Прикладная (малая) политология исследует основных участников политических событии, их иерархию, классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, региональные (территориальные) группы, религиозно-этнические и социально-экономические группы; роль участников политических событий в принятии политических решений и их реализации. Рассматриваются: политическая обстановка, ее анализ и учет в политической практике; применение структурно-логической модели общества в анализе конкретной политической ситуации; уровень силы участников политических событий, их интересы, связанные с завоеванием и удержанием политической власти; расстановка общественно-политических сил и основные их методики; новые информационные технологии в политике, моделирование политических процессов, компьютерные технологии в политике, политическое прогнозирование; выборы в органы политической власти и технология избирательной кампании; управление [c.41] политическими событиями и политический риск (методы оценки), алгоритм принятия политического решения; логическая игра “Стратегия “неуязвимости” (с позиции структурно-логической модели “восемь колес”), необходимость ее учета при стратегическом планировании и принятии решений. Изучается практика применения таких методик, как политический мониторинг, контент-анализ и др. (см. подробнее: Прикладная политология: Сб. учебно-методических материалов / Под ред. Б. И. Краснова. М., 1996).

Прикладная политология предполагает методологический уровень (теоретическая или концептуальная позиция исследования, лежащая в основе интерпретации политической проблемы и предмета, а также результатов исследования); методический уровень, который выражается в теории измерения и основанных на ней методах сбора и обработки первичной политической информации; процедурный (технологический) уровень как совокупность организаторских, технических и финансовых мероприятий, необходимых для осуществления всей технологии политологического анализа.

Прикладная политология занимается исследованием конкретных политических событий. Дело это очень серьезное и требует тщательной, глубоко продуманной подготовки. Ценность информации, полученной в результате политологического анализа, прямо пропорциональна усилиям по его всесторонней подготовке. Поэтому освоению методических приемов политологического анализа предшествует большая работа по овладению специфическими правилами, способными обеспечить надлежащий уровень готовности политолога к проведению политологического исследования.

Подготовка политологического исследования – это сложный процесс, насыщенный разными видами деятельности, научными процедурами и операциями. Прежде всего необходимо позаботиться о надежной методологической основе исследования, составить его общую логику, разработать документы для сбора информации относительно политических событий, сформировать аналитическую группу из компетентных специалистов. Важную роль играет также организационное и материально-техническое обеспечение политологического исследования.

Главная цель политологического исследования – получение как можно более обширной и актуальной информации, отражающей те стороны политической жизни общества, которые чаще всего не видны, но которые требуется [c.42] учитывать при подготовке и принятии политических решений и прогнозировании.

Надо ли затрачивать силы и средства на проведение политологического исследования только для выяснения, например, количества политических партий и движений, а также избирателей, принявших участие в последних выборах президента страны, ведь это можно узнать из статистических сведений? А вот ответы на вопросы о том, как влияют социальные, этнические, идеологические, религиозные факторы на поведение политических партий и движений, электората и их предпочтения, можно получить только в результате политологического исследования (см., например: Политические технологии. Обновление политической системы России / Под ред. М. Г. Анохина, В. С. Комаровского. М., 1996).

Анализ политических событий, как правило, обоснован практической целесообразностью.

Что же такое политологическое исследование? Это система процедур организационно-технического характера на основе методов политического анализа, имеющих целью получить научно обоснованные данные о политических событиях, явлениях, процессах, носящие прогностический характер, для их использования в практике политического управления.

Политологическое исследование включает в себя несколько этапов: подготовку исследования; сбор первичной информации о политическом событии (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи анализа документов, подлежащих в дальнейшем обработке и обобщению); подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на ЭВМ; анализ обработанной информации и формулирование выводов по итогам исследования; подготовку рекомендаций для принятия политических решений.

Можно говорить о трех видах политологических исследований: изыскательском (разведывательном), описательном и аналитическом.

Например, в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований какого-либо политического события может использоваться изыскательское исследование, основывающееся на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии (анкета, бланк-интервью, изучение документов и др.). В целях выявления отношения людей к актуальным политическим событиям или степени эффективности только что проведенных политических

[c.43] мероприятий может использоваться экспресс-опрос. Если же требуется уточнить предмет или объект широкомасштабного исследования, может быть проведен опрос специалистов (экспертов) по данной проблеме.

Что касается описательного исследования, то это сложный вид анализа. Оно всегда проводится по полной программе и на базе методически апробированного инструментария. В прикладной политологии оно может применяться тогда, когда объект анализа – масштабное политическое событие, отличающееся разнообразными характеристиками, Например, анализ только что состоявшихся выборов в Государственную Думу и их сравнение с предыдущими выборами, в которых участвовали все категории населения страны, требует как минимум изучения структуры электората и депутатского корпуса, их интересов, позиций, предпочтений и т. д. В данном случае выделение в структуре электората относительно однородных групп позволит осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих политолога характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Самый углубленный вид анализа – аналитическое исследование, которое ставит своей целью не только описание структурных элементов того или иного явления, но и выяснение причин, лежащих в его основе и обусловливающих характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. В связи с этим в прикладной политологии оно имеет особенно большую практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого политического события, явления, процесса, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

В каждом аналитическом исследовании изучается не один какой-либо фактор, а совокупность факторов, из которой впоследствии выделяют факторы основные и неосновные, временные и устойчивые, контролируемые и неконтролируемые, управляемые и неуправляемые. Разновидностью аналитического исследования является эксперимент, в ходе которого особое внимание уделяется изучению “поведения” тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают изучаемому объекту новые черты и свойства.

Итак, мы рассмотрели виды политологического исследования, основным критерием различения которых была глубина [c.44] и степень сложности эмпирического анализа. Однако наряду с основным могут использоваться и другие критерии. Они связаны: а) с особенностями метода сбора информации; б) с формой и характером проведения исследования. В первом случае обычно выделяют три вида исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Опрос в свою очередь имеет две основные разновидности: анкетирование и интервьюирование. Он также может быть массовым и специализированным.

В зависимости от формы и характера политологического исследования можно выделить: контент-анализ, бихевиоризм, психоанализ 3. Фрейда, политический мониторинг, политическую решетку, оценку расстановки политических сил, структурно-логическую модель общества (“колеса Тихомирова”).

 

Общество, в котором мы живем – “Колеса Тихомирова”

 

Культурно-образовательный уровень

Культурно-технический уровень

Культурно-организационный уровень

Культурно-управленческий уровень

– убеждения – знания (образование) – опыт – культурное наследие прошлого – психологический уровень

– потребительная стоимость (полезность) – научные достижения – информация – время

– организованность (дисциплина) – руководство – политическая власть (сила) – политические институты (государство) – контроль (ответственность) – система ценностей – идеология – принуждение (господство/подчинение)

– порядок – управление – экономическая власть (деньги) – аппарат управления – учет – нормативы – рынок – планирование

2

4

6

8

       

– интересы (потребности) – физическое состояние (способности), здоровье – численность участников, их состав – участники событий

– капитал – средства производства (техника) – имущество (товары народного потребления) – жилье – продовольствие – природные ресурсы – территория

– политические отношения – услуги – трудовые отношения – религиозно-этнические отношения – семейно-бытовые отношения – безопасность – общение

– производство – обмен – распределение – потребление – защита окружающей среды

1

3

5

7

быть

иметь

друг к другу

к тому, что имеют

элементы системы

отношения участников

[c.45]

Например, структурно-логическая модель общественной системы предполагает, что в ней должны “быть” люди-участники политических событий (1-е “колесо”), которые должны “иметь” определенную материально-техническую базу – средства производства, природные ресурсы и др. (3-е “колесо”). Общественные отношения отражают связи людей друг с другом (5-е “колесо”) и отношение к тому, что они имеют (7-е “колесо”). Итого четыре компонента общественной системы, которые должен учитывать политик, действительно желающий знать общество. Система не только существует, но и развивается, стремясь к лучшему качеству. Поэтому каждому компоненту соответствует определенная цель. Так, стремление “быть” ориентирует на продолжительность жизни и гармоничное развитие каждого человека. Стремление “иметь” предполагает обеспечение материального благосостояния и необходимого экономического роста. Развитие отношений людей друг к другу связано с наличием соответствующих связей в обществе, а развитие отношения людей к тому, что они имеют, нацелено на обеспечение условий, позволяющих производить, распределять и потреблять по-хозяйски, охранять окружающую среду. Достижение целей общественного развития требует определенного уровня культуры (2, 4, 6, 8 “колеса”). Таким образом у четырех компонентов появляются качественные характеристики, они как бы удваиваются. Отсюда в модели – восемь “колес”. Для устойчивости движения необходимо, чтобы все колеса были одного размера и крутились синхронно. В модели В. Б. Тихомирова это означает, что все компоненты общественной системы должны развиваться взаимосвязанно и соразмерно. В связи с изложенным выше возникает вопрос: “Имеется ли зависимость между политическими событиями, явлениями, процессами и видами политологического исследования, с помощью которого они могут быть изучены?” Сразу отметим, что жесткой зависимости здесь нет. Любое политическое событие может изучаться на уровне любого вида политологического исследования. Это зависит всецело от политолога и цели исследования. Таким образом, прикладная (малая) политология имеет четко обозначенные границы своего исследования и является “фактологической” базой для общей. [c.46]

В политической науке, как видим, выделяются два уровня, которые дополняют друг друга. С одной стороны, без сбора, классификации и анализа эмпирического материала политическая наука обречена на вырождение в голую схоластику, абстрактные логические схемы, мало что дающие политической практике. С другой – без теоретического осмысления из груды отдельных событий и фактов невозможно получить целостную картину, понять смысл конкретного события. Именно взаимодействие этих уровней во многом определяет полнокровное развитие политической науки. Деление политического знания на общее теоретическое и прикладное достаточно условно, так как любое из них вносит свой вклад в решение как общенаучных, так и практических задач. Речь должна идти лишь о преимущественной ориентации того или иного знания, что и дает основание для его отнесения к сфере общей или прикладной политологии. [c.47]

 

 

 

 

   
 
каталог