Библиотека Михаила Грачева

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 

Полный сборник платформ всех русских политических партий.

С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г.

и всеподданейшего доклада графа Витте

 

М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2001. – 132 с.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

ПРОГРАММА

ПАРТИИ СВОБОДОМЫСЛЯЩИХ

 

Не ради одной цели достичь замены того или иного государственного строя строем, рисующимся идеальным, формируется новая партия. Не в одном стремлении удовлетворить и обеспечить в будущем экономические требования крестьянства и безземельного пролетариата мы видим залог счастливого будущего России. Не видим мы спасения и в призвании к власти одних только крайних партий, хотя и признаем, что они исключительно на своих плечах вынесли всю тяжесть отчаянной борьбы с рухнувшим ныне полицейско-приказным режимом. В области государственного строительства прочный фундамент дают только идеи и стремления общечеловеческие.

Партия свободомыслящих требует реформ, не только гуманным и соответствующим интересам всех классов, но и практически осуществимых. Те же из числа требуемых нами реформ, которые неосуществимы немедленно, все же могут быть осуществлены, по нашему глубокому убеждению, при дружной общей работе и при наличности гарантий действительного правового и экономически справедливого государственного строя. Каждый гражданин должен пользоваться всеми благами индивидуальной, политической и экономической свободы, не встречая в своем деятельном стремлении к идеалу никаких преград, кроме создаваемых силами стихийными, от воли всех независящими.

Когда исповедываемые нами начала проникнут в сознание масс, исчезнет гнет и произвол. Исчезнет гнет политический, национальный, общественный, капиталистический, классовый и сословный. Не останется места для тираний мертвой буквы закона, для произвола чиновничества и насилия над совестью со стороны духовенства, прекратятся злоупотребления семейной властью.

Поэтому партия свободомыслящих придает особое значение единению всех прогрессивных партий в общих им [c.30] всем пунктах программ; она видит в этом единении обеспечение против всяких реакционных попыток, откуда бы они ни исходили.

Далее наша партия признает завоеванные кровью начала свободы слова, собраний, союзов личности и неприкосновенности жилищ уже неотъемлемым достоянием народа. Мы намерены осуществлять эти свободы, не считаясь с произвольным толкованием их властями и опираясь лишь на политический такт граждан.

Наконец; мы выставляем требования о созыве Учредительного собрания, основанного на всеобщей, прямой, равной и тайной подаче голосов всех граждан, достигших 25 лет, без различия национальности и вероисповедания. Партия убеждена в том, что только учрежденное на таких основаниях временное собрание может создать действительную конституцию русского государства, которая будет удовлетворять политическим идеалам населения.

 

I. Политическая программа

 

1) Общегосударственный строй

 

1) Россия – государство с представительным образом правления и единое. Государственное единство России выражается в единстве: а) верховной власти, б) внешних сношений, в) армии и флота, г) таможенной и тарифной политики, д) системы государственных налогов, е) монетной системы, ж) типа школы и з) государственного языка и в согласованности системы управления и суда, без ломки местных учреждений, удовлетворяющих общественным идеалам и привычных для населения.

2) Неприкосновенность личности, жилищ, корреспонденции, свобода передвижения (в связи с отменой паспортной системы), свобода совести (с отделением церквей всех исповеданий от государства), свобода выражения мысли в слове письменном, устном, печатном, а равно и в искусстве, свобода союзов и собраний – должны стать неотъемлемыми правами граждан, без различия пола, национальности и [c.31] вероисповедания.

3) Известное ограничение указанных свобод в определенно установленных законодательным корпусом случаях, не иначе, как по постановлениям судебной власти, является общественной необходимостью.

4) Должны быть уничтожены все сословные, классовые, национальные, вероисповедные и образовательные привилегии и ограничения и проведено полное уравнение граждан в политических и иных правах (уничтожение неравенства женщин с мужчинами в правах наследования, уничтожение опеки над крестьянским населением и т.п.).

5) Общегосударственное представительное собрание составляется на основе всеобщего, равного избирательного права, без различия пола, национальности и вероисповедания, осуществляемого посредством прямого и тайного голосования, обусловливаемого достижением гражданского совершеннолетия и ограниченного лишь необходимыми социальными признаками (как то: оседлостью, принадлежностью к воинскому званию, составу полиции и т.д.). Точное определение этих ограничений, применительно к избирательному праву, должно быть установлено соглашением всех политических партий страны в законодательном корпусе.

6) Установленные принципы избирательного права должны найти себе применение при образовании и местных представительных собраний.

7) Не предрешая вопроса о системах палат и о делах права veto монарха, следует признать необходимым устройство представительного корпуса исключительно на выборном начале, с предоставлением выборному корпусу всей полноты законодательной власти.

8) Тому же законодательному корпусу должно быть предоставлено право широкого контроля над исполнительной властью и право утверждения и контроля государственного бюджета. [c.32]

 

2) Местное самоуправление и автономия; управление

 

9) Признавая необходимость единства империи, в то же время следует оживить неизбежную централизацию и единообразие возможно широким проведением в жизнь начал местного территориального самоуправления и национальной автономии.

10) На основании естественного права (в некоторых случаях еще и “исторического”) должна быть признана для народностей России автономия, формы и пределы которой определяются по различию культурно-этических, географических, экономических и международных условий и устанавливаются в каждом отдельном случае общеимперским законодательным корпусом.

11) В современных условиях жизни автономия не может принимать у нас форм федеративного строя или унии (личной реальной). С этой точки зрения общеимперский законодательный корпус должен по существу и в деталях пересмотреть и установить отношение Великого княжества Финляндского к империи, избегая всякой насильственной русификации.

12) Для народностей, занимающих малые территории, живущих не сплошной массой и не обладающих еще широко развитой национальной культурой, автономия должна получить исключительно народный характер и сравнительно ограниченные размеры: она выразится в признании прав национального языка в государственной и общественной начальной школе (у литовцев, малороссов, белоруссов, эстов, латышей, румын); иногда – в средней школе (у армян, грузин, немцев); в низших инстанциях суда и управления: в более мелких земских единицах; наконец, в общественной жизни, в широком смысле этого слова.

13) Наиболее полную форму автономии не только национальной, но и территориальной, приближающуюся к автономии финляндской, должен получить народ польский в пределах Царства Польского, ввиду своей численности, обитания на сплошной территории, своеобразия экономического быта и, наконец, известной живучести исторической [c.33] государственной традиции.

Польская автономия должна выразиться в следующих конкретных формах:

а) Все преподавание в школах Царства Польского – до высших включительно – должно вестись на польском языке.

б) Во всех правительственных, административных и судебных учреждениях и в органах местного самоуправления польский язык должен быть признан языком официальным, наряду с государственным, русским; последний же должен служить для сношений: аа) с органами центральными (общеимперскими) и органами подчиненного органами подчиненного управления в остальной империи и бб) органов местного управления и самоуправления с людьми, не знающими польского языка.

в) Это признание прав польского языка в школе, суде, управлении и самоуправлении само собой предопределяет национально-польский характер агентов государственной и земской власти, что не требует, впрочем, регламентации законом – уже по одному тому, что национальный характер агентов власти не регламентируется законом и для остальной империи, где поляки будут служить, как было и доселе.

г) Вся сплошная территория польского народа в России должна быть объединена в одну крупную земскую единицу Царства Польского, с особым сеймом и его исполнительным органом.

Автономия в указанных пределах должна стать условием вступлении Царства Польского в будущее славянское федеративное государство.

14) В компетенцию местного самоуправления входит вся область вопросов хозяйственно-культурных, со включением сюда полиции безопасности и благочиния.

15) Расходование части государственного бюджета, причитающейся на местные нужды, передается органам местного самоуправления.

16) За органами местного самоуправления должно быть сохранено право самообложения, независимо от общегосударственного обложения, с предоставлением фиксации [c.34] предельного размера местного обложения общегосударственной законодательной власти.

17) В целях удовлетворения в возможно полной мере нужд населения образовывается в дополнение к существующим земским единицам тип более мелкой самоуправляющейся единицы. Тип и размер таких мелких единиц определяется органами местного самоуправления.

18) Администрация в отношении органов самоуправления наблюдает только за соблюдением закона; разрешение разногласий между ними передается администрацией судебным учреждениям.

19) Отдельным самоуправляющимся единицам предоставляется право вступать в союзы.

20) Необходима коренная реорганизация центральных и местных органов управления в смысле упрощения их, удешевления для народа и большей производительности их труда. Отсюда следует: а) упразднение паразитных должностей (генерал-губернаторов, советов при министрах и т.п.); б) введение начал возможно широкой гласности и публичности в отношениях как между учреждениями и населением, так и между начальствующими и подчиненными (учреждениями и лицами), и в) улучшение материального положения низших служащих всех ведомств.

21) Закон должен гарантировать право всех, состоящих на государственной и общественной службе, принадлежать к любой политической партии с правом принимать участие в политической деятельности и с обязанностью оставлять службу при избрании в состав законодательного корпуса.

 

3) Судебная реформа

 

22) Суд должен быть свободен от каких бы то ни было, кроме силы закона, воздействий. Суды волостные, сиротские, коммерческие, консисторские, должности крестьянских и земских начальников, городских судей и уездных членов окружных судов подлежат упразднению.

23) Учреждается административная юстиция, действительно способная гарантировать право населения от [c.35] произвола властей.

24) Реформируется предварительное следствие, в смысле широкого допущения принципа гласности и состязательности и освобождения следственной власти от излишней опеки прокурорского надзора.

25) Смертная казнь отменяется навсегда; существующая система наказаний смягчается; вводятся институты патроната, условного осуждения и досрочного освобождения.

26) Должны быть признаны только две основные формы уголовного суда: мировой институт, организуемый на бессословном, выборном начале, и окружной суд с присяжными заседателями; сохраняется съезд мировых судей как инстанция, апелляционная для мировой юстиции, и уголовный кассационный департамент сената, как инстанция кассационная, для приговоров съездов и вердиктов присяжных заседателей.

27) Следует добиваться расширения компетенции суда присяжных путем передачи на рассмотрение этого суда: а) всех уголовных дел, решаемых ныне окружными судами без участия присяжных заседателей; б) всех дел о преступлениях государственных, ведаемых ныне судебными палатами и сенатом в первой инстанции, и всех дел о преступлениях против порядка управления и против церкви, наконец, – в) всех дел о преступлениях должностных лиц гражданского ведомства и военнослужащих, за исключением лишь дел по нарушению воинской дисциплины. По всем делам, где подсудимыми или частными обвинителями являются женщины, в число присяжных заседателей должны быть избираемы, в равном с мужчинами числе, и женщины на началах, подлежащих установлению представительным учреждением.

28) Формы гражданского процесса упрощаются, а производство дел ускоряется.

29) В области семейного права должен быть признан обязательный гражданский брак, в смысле признания законным браком союза мужчины и женщины, если этот союз получил гражданскую регистрацию; религиозное освящение брака должно быть предоставлено совести и доброй воле [c.36] каждого. Упрощается порядок решения вопросов о разводе гражданским судом, с определением в решении суда всех возникающих из развода семейных обязательств.

 

4) Внешняя политика и военные силы

 

30) В области международных отношений, стремясь прежде всего к сохранению мира, мы стоим за твердую, энергичную защиту жизненных интересов страны, чуждую, однако, вызывающего и агрессивного тона в отношении других народов.

Но признавая, что мировой обмен идей, произведений наук и искусств и продуктов промышленности, равно необходимый для всех культурных государств, налагает, в то же время, на каждое из них и серьезные обязанности в отношении других стран, мы считаем соответствующим, как чести и достоинству России, так и ее реальным интересам: 1) стремиться к возможно скорейшему бескровному разрешению восточного вопроса, в смысле освобождения всех христианских народностей Турции от ее фактического владычества; 2) оказывать зарубежному славянству деятельную поддержку во всем, что способствует осуществлению его законного стремления к мирному слиянию в среднеевропейскую славянскую федерацию и 3) отказаться от прежней вызывающей политики по отношению к Англии и странам Дальнего Востока, стремясь лишь к достижению в Азии того же положения и тех же прав на мирную пропаганду своих торговых и культурных интересов, какие принадлежат на Среднем и Дальнем Востоке и другим державам.

31) Эти задачи внешней политики России должны быть осуществляемы, однако с такою постепенностью и затратою сил, которые не мешали бы ни громадному делу внутреннего переустройства государства, ни ближайшим задачам русской внешней политики, т.е. ограждению безопасности страны и защите ее насущных интересов на территориях, которые входят в сферу интересов и других государств.

32) В интересах ограждения собственной безопасности [c.37] и сохранения международного мира, мы высказываемся в пользу заключения политических союзов и соглашения с иностранными государствами, ограждающих страну от опасной, при современных условиях, международной изолированности, требуя, чтобы при заключении таких союзов и соглашений принимались во внимание не только ближайшие их цели, но и вышеочерченные более сложные задачи внешней политики России.

33) Достижение указанных целей возможно лишь при условии: 1) действительного контроля законодательного корпуса над внешней политикой страны, поскольку такой контроль совместим с неизбежностью, так называемой дипломатической тайны и 2) реорганизации русской дипломатии: а) в смысле обновления ее личного состава, который должен определяться не происхождением или привилегированным образованием, а действительной подготовленностью – как служебной, так и образовательной – к дипломатической деятельности, и б) в смысле замещения должностей по дипломатической и, в частности, консульской службы лишь лицами, хорошо знакомыми с странами, где им предстоит действовать.

34) Ратуя в принципе против милитаризма, вместе с тем следует признать необходимым оставление войск в боевой готовности, поскольку это требуется интересами защиты государства от внешних врагов. Для облегчения же бремени воинской повинности необходимо сокращение срока службы нижних чинов армии и флота до двух лет.

35) Сохраняются лишь регулярные войска; привилегии, связанные со службой в тех или иных частях армии и родах оружия, подлежат отмене.

36) Во избежание сокращения численного состава армии и, главным образом, в видах ограждения нравственного достоинства граждан-воинов, законом воспрещается назначать нижних чинов в услужение офицерам.

Мы признаем необходимым широкое смягчение системы дисциплинарных взысканий и пересмотр военно-уголовного кодекса, в духе гуманности и справедливости. [c.38]

 

II. Культурно-школьная программа

 

37) По условиям русской жизни, дело народного просвещения, воспитания и образования, притом не только в школе, но и вне ее, т.е. в семье, обществе и т.п., должно иметь чрезвычайную важность.

38) Цель всей культурно-просветительной работы – это воспитание человека по идеалу гуманности: физически сильного и здорового, умственно просвещенного, морально и социально подготовленного к жизни в обществе и родном народе.

39) Так как просвещение – самостоятельная отрасль народной жизни, то следует защищать свободу его, особенно полную свободу школы, от власти церкви и возможно большую свободу от власти государства.

40) Представителям административной власти – государственной и земской, центральной и местной – принадлежит лишь право контроля над делом просвещения и школы, однако, совместно с представителями власти законодательной – государственной и земской, притом постольку, поскольку этот контроль не нарушает начала свободы воспитания и образования.

41) Чисто просветительная, т.е. образовательная и воспитательная, сторона дела школы и иных культурно-образовательных учреждений передается в руки самих деятелей просвещения – преподавателей и т.д., которые организуются в выборные учебные школьные советы – уездные, губернские, областные (автономные) и общеимперский, где наряду с выборными от преподавателей школ разных типов и ступеней и с школьными инспекторами, освобожденными от административных функций, присутствовали бы и представители ученых и просветительных обществ (академии наук и т.п.).

42) Необходимо осуществить национализацию школы, в духе законных потребностей каждого народа, входящего в состав государства, обеспечиваемую преподаванием на родном языке, замещением должностей в школах лицами той же национальности, к которой принадлежат учащиеся, наконец, [c.39] заведыванием просветительной стороной школы самим учительским составом, объединяющимся в учебных школьных советах. В школах всех народностей должно быть отведено достойное место изучению русского языка и общего отечества, уже ввиду одного того, что изучение русского языка и общего отечества само собою является практической необходимостью для каждой народности.

43) Единство административного управления (и контроля) всеми школами империи должно обеспечиваться министерством народного просвещения, а единство школы общекультурное – выборным имперским учебным школьным советом.

44) Страна должна иметь наряду со школами общественными и государственными и школы частные, открываемые отдельными лицами и корпорациями, лишь под условием контроля общественной власти, с полной, однако, свободой учебно-воспитательного дела.

45) Признавая нужду для государства и церкви иметь специальные школы для технической подготовки своих органов к выполнению особых общественных функций, а следовательно, и необходимость школ – низших, средних и высших – военных, церковных и т.д., следует, однако, стремиться к тому, чтобы воспитанники этих школ предварительно получали общее низшее, среднее и высшее образование в общегражданских школах. В интересах общественных (уничтожение духа касты, поднятие уровня армии, духовенства), необходима соответствующая реорганизация школ военных (военных и юнкерских училищ, военных академий) и духовных (духовные училища, семинарии и академии).

46) Признание чрезвычайной важности семейного воспитания выдвигает, с одной стороны, задачу сближения семьи с школою, выражающегося в образовании родительских кружков при школах, с правом участия их в делах школы; с другой стороны – это признание ставит на очередь вопрос об организованной общественной борьбе с последствиями, проистекающими и для детей, и для целого общества или от полного отсутствия, или от недостаточности [c.40] семейного воспитания, поэтому местное самоуправление всех степеней должно принять меры к широкому устройству воспитательных и сиротских домов для лишенных семьи детей; школ-приютов – для слепых, глухонемых, эпилептиков; детских садов, приютов, яслей – для детей, родители которых проводят большую часть дня вне дома (рабочие в городах и крестьяне во время полевых работ в деревне).

47) Школа должна стать возможно доступною для широких слоев населения, и потому необходимо расширение школьной сети: количество школ низших – народных и городских – должно быть увеличено до таких размеров, чтобы начальное образование стало общедоступным; должно быть увеличено количество школ средних и школ высших всех типов. По условиям страны (малая плотность населения и т.д.), обращается серьезное внимание на “подвижные” школы.

48) В целях общедоступности школы следует настаивать кроме увеличения числа школ, и на возможном удешевлении образования: этой цели будут служить: обязательное бесплатное обучение в школах низших и средних и, по возможности – в школах высших; уничтожение всех вообще школьных налогов (плата за экзамены и т.п.); бесплатная раздача учебных пособий для бедных учащихся, особенно в школах низших; учреждение стипендий для способных, но бедных учащихся и т.п.

49) Расходы по содержанию школ должны падать и на государство, и на земство (а в автономных областях – на органы местного самоуправления), причем, однако, мелкие земские единицы должны быть освобождены от всяких школьных расходов; специальные школы – земледельческие, промышленные и торговые – типов низшего и среднего – должны учреждаться на средства земств; общеобразовательные высшие, средние и низшие школы, равно как и высшие специальные школы, должны содержаться на общегосударственные средства.

50) Должен быть поставлен на очередь вопрос о проведении в жизнь начала единства школы, особенно общеобразовательной, всех трех ступеней – низшей, средней [c.41] и высшей. Это единство должно выражаться как в строе школ, допускающем переход учащихся из школы типа высшего, так и в общем образовательно-учебном идеале.

51) С точки зрения этого идеала, в школах всех ступеней и типов должно быть обращено серьезное внимание на физическое воспитание; на умственное развитие, не только в смысле обогащения памяти нужными для жизни познаниями, но и в смысле развития рассудка и способности к суждению; на религиозность, направленную не в сторону догматики и обряда, а нравственности; на облагорожение сердца и укрепление воли, необходимые для общественной жизни; наконец, на развитие стремления к прекрасному.

52) Должна быть улучшена низшая общеобразовательная школа, в смысле подъема уровня знаний в ней, к чему поведет, между прочим, и преобразование начальных одноклассных школ в двухклассные, с введением в учебный курс обществоведения, увеличения числа классов школ городских, развитие школьных библиотек. В начальные школы вводятся элементы практического – земледельческого и ремесленного – образования, что должно найти свое дополнение в учреждении низших сельскохозяйственных, промышленных и торговых школ. притом, не только в городах, но и в сельских местностях.

53) Настоятельная потребность в реформе средней общеобразовательной школы, прежде всего в смысле установления единства типа средней школы, которая объединила бы положительные стороны школы гуманитарной (классической и реальной, в которой центральными предметами были бы, с одной стороны, родной язык с его литературой, история и начала правоведения, с другой – начала биологии (анатомия и физиология растений и животных) и математика. В средней школе должно быть отведено место и изучению славянства в его истории и литературе. В то же время следует допустить – особенно в ближайшее время – и обособленное существование школ гуманитарных (гимназий) и реальных, при том, однако, условии, чтобы оба типа сближались, чтобы программы гимназий дополнены были предметами реальными (природоведение, черчение и рисование),

[c.42] а программы реальных школ – предметами гуманитарными (литературы, античные и западноевропейские). В то же время мы стоим за свободу частной инициативы в открытии средних школ.

54) Насущная реформа высших общеобразовательных школ, особенно университетов, требует:

а) Прежде всего, необходимой реорганизации факультетского строя, в смысле сближения факультетов, откуда, во-первых, вытекает нежелательность существования самостоятельных факультетских школ (филологические институты, духовные академии), во-вторых, необходимость выделения теоретических кафедр факультетов медицинского и юридического в состав факультетов физико-математического и историко-филологического, чем достигалась бы идея единства чистой науки и обеспечивалась бы солидность теоретической подготовки практиков-медиков и юристов.

б) Существенно важного дела увеличения числа университетских кафедр, в уровень со специализацией знаний.

в) Настоятельно необходимой реформы преподавания, в смысле возможно широкой учебно-ученой самодеятельности учащихся, чему должно служить учреждение не только клиник, институтов, лабораторий, но и семинариев на факультетах юридическом и историко-филологическом, как отдельных учреждений, с особыми помещениями, библиотеками и т.п.

55) Следует стоять за самостоятельность высших технических школ, но, в тоже время, признать необходимость изучения их слушателями некоторых теоретических дисциплин в университетах.

56) Что касается женского образования, то, признавая необходимость уравнять его с образованием мужчин, в принципе следует допустить совместное обучение в школах всех ступеней и типов; но стеснение особых женских школ недопустимо.

57) Ввиду важности деда народного просвещения, особенно школьного, необходимы существенные реформы в положении преподавателей школ всех ступеней и типов, а [c.43] именно:

а) поднятие уровня общего образования учителей низшей школы и педагогическая подготовка учителей средних школ, курсов и т.п.;

б) улучшение материального положения преподавателей, при возможном единообразии вознаграждения и с прогрессивным увеличением его, сообразно количеству лет службы делу просвещения (не только обучения);

в) улучшение служебного и общественного положения преподавателей, в смысле их большей самостоятельности и независимости, чему должен служить порядок определения на учебную службу и замещения всех административных должностей в школе по выборам, утверждаемым властью.

58) В целях распространения просвещения в широких кругах народа средствами внешкольными, необходимо позаботиться о расширении средствами государства и земств сети просветительных учреждений разного рода: “народных университетов”, народных библиотек и читален, научных библиотек и об организации архивов и музеев всякого рода. Поощрение всех частных лиц и корпораций в деле распространения просвещения в стране – не только школьного, но и внешкольного – дополнить работу органов общественной власти.

 

III. Финансовая и экономическая программа

 

59) В основу экономической программы должны быть положены следующие принципы: а) снабжение всего трудящегося населения наибольшим количеством продуктов при наименьшей затрате труда и б) стремление сгладить неравенство в области распределения богатств.

60) Следует добиваться коренного пересмотра государственного бюджета в целях полного соответствия расходных его частей, важности обслуживаемых ими государственных задач, из которых на первое место должны быть поставлены: народное образование, народное здравие и содействие всяким мерам к подъему экономического состояния народа и к скорейшему проведению в жизнь целесообразной, согласно [c.44] принятому нами плану, аграрной реформы. Расходы непроизводительные, как то: на представительство, на разные паразитные учреждения и элементы общества, должны быть всемерно ограничены.

61) Необходимо провести принцип прогрессивности податного обложения, где он совместим с природой налога, но в то же время, и признать за известным минимумом средств существования свободу от налогов: заменить возможно большую часть косвенных налогов прямыми налогами (с земли, имущества, капитала, наследства и т. д.), освободить от всех налогов труд и продукты первой необходимости.

62) Все привилегии и другие благоприятные условия. способствующие возникновению и развитию трестов и синдикатов, имеющих целью искусственный подъем цен на продукты производства, подлежат уничтожению; наоборот, облегчения кредита для всех торгово-промышленных и сельскохозяйственных коопераций, основанных на трудовом начале, должно стать задачей законодательства.

63) В таможенной политике на первом месте следует поставить интересы не фиска и узкого протекционизма, а политико-экономические и культурно-социальные; производительные, коммуникационные и торговые предприятия, находящиеся в управлении государства и земских единиц, должны вестись не с точки зрения частных предпринимателей или групп их (выгода), а в интересах общественного блага.

64) Государственные займы следует заключать для покрытия лишь чрезвычайных нужд (ближайшая аграрная реформа). Выигрышные займы и, вообще, злоупотребления выпуском бумажных денег впредь недопустимы. Должна быть введена, взамен рубля, более мелкая денежная единица, соответствующая приблизительно франку (1/3 рубля).

65) Торговые договоры с иностранными государствами должны основываться на строго научных статистических данных и заключаться ради хозяйственных интересов государства и общества, а не военных, дипломатических и иных.

66) Следует увеличить количество консульств и назначать на должности консулов лиц, доказавших своей [c.45] практической деятельностью действительное значение интересов и нужд русской промышленности и торговли.

67) Необходимо учредить солидно обставленные по познаниям агентуры и представительства на иностранных рынках и в портах.

68) При свободе учреждения акционерных обществ следует усилить ответственность их основателей и руководителей и установить обязательную общественно-государственную ревизию всех таких предприятий.

69) Пути сообщения должны сооружаться в размерах, удовлетворяющих хозяйственным и культурным потребностям страны.

70) Не должно быть искусственного порядка железнодорожного, пароходного движения и распределения тарифов в интересах исключительно централизации, с ущербом для отдельных областей.

71) Все большие и важного значения железнодорожные линии и другие регалии (почтовая, монетная и т.д.), поскольку таковые имеют целью подъем экономического благосостояния всего населения, должны принадлежать государству.

 

IV. Программа рабочего законодательства

 

72) Коренной целью рабочей реформы должно быть широкое государственное и общественное содействие насаждению и развитию заводско-промышленных и ремесленных производств на кооперативных началах. Для этой цели необходимо возможное улучшение социального и экономического положения рабочих масс и поднятие нравственного и культурного уровня их. Отсюда вытекают следующие реформы:

73) Учреждение постоянного центрального и местных бюро из рабочих и предпринимателей.

74) Введение во всех заводских, фабричных и ремесленных предприятиях возможно справедливой нормы рабочих часов в день, исходя из 8-ми часовой нормы и варьируя ее в сторону увеличения или уменьшения, лишь в зависимости: [c.46] а) от степени вредности для здоровья рабочих различных отраслей промышленности и ремесел и б) от степени технического совершенствования производства.

75) Установление меньших, сравнительно с 8-ми часовой, норм для различных производств, а равно и нормирование заработной платы упомянутыми выше бюро.

76) Установление сверхурочных и ночных работ всецело по желанию самих рабочих, причем малолетние обоего пола (14–18 лет) к таким работам ни в каком случае не допускаются.

77) Запрещение принимать, как на заводы, фабрики, так равно и в ремесленные предприятия мальчиков моложе 14 лет и девушек моложе 15–16 лет, и освобождение от труда женщин на время 4 недель до и 6 после родов, при получении ими за это время платы по нормальной оценке труда.

78) Государственное страхование рабочих (всех без исключения) против старости и частичной или полной потеря способности к труду, за счет особого налога на промышленный капитал или отчислений из прибыли.

79) Учреждение выборных старост из среды самих рабочих, причем эти старосты и являются представителями интересов рабочих.

80) Учреждение третейских судов между рабочими и предпринимателями, в случае возникновения недоразумений как принципиального, так и практического характера.

81) Право стачек и наказуемость происходящих во время и по поводу стачек правонарушений по общим уголовным законам, без всяких репрессий, по признанию закона.

82) Передача обязанности общей полиции следить за порядком на заводах и фабриках заводской милиции, организованной на выборном начале.

83) Периодические ревизии заводских, фабричных и ремесленных предприятий и санитарный надзор за жилищами рабочих специальными комиссиями из состава постоянных бюро (или выборных на каждый случай из среды рабочих и предпринимателей), из представителей местных самоуправлений, врачей, специалистов по промышленным и [c.47] ремесленным производствам и фабричных инспекторов.

84) Распространение основных принципов этой реформы на все виды сельскохозяйственных рабочих и лиц, находящихся в услужении (всех родов прислугу, извозчиков, чернорабочих и т.п.), с теми изменениями, которые вызываются самым родом занятий и некоторыми особыми соотношениями труда и капитала в этих областях, причем проведение этой последней реформы должно быть возложено на местные органы самоуправления (земские и городские).

85) Установление уголовной ответственности по нарушениям законов об охране труда.

 

V. Аграрная программа

 

86) С точки зрения социально-политической, специальная охрана крупного землевладения совершенно не нужна.

87) Ввиду неизбежности для массы земледельческою населения, при настоящих условиях, сидеть на слишком малых наделах; невозможности получать с них доход, обеспечивающий насущные потребности крестьян, без пользования ими угодьями соседнего владельца (казны, уделов, монастырей, учреждений и частных лиц); необеспеченности права пользования этими угодьями на началах аренды; недоступности приобретения покупкой угодий, нужных землевладельцам; длительности процесса улучшения условий производительности труда (интенсификация хозяйства), требующего для своего осуществления многих лет и значительных средств; непосредственного чувства, подсказывающего сельскому населению, что в данный момент ему прежде всего нужна земля – ввиду всего этого, следует поставить на первую очередь вопрос о расширении крестьянского землевладения.

88) Необходимо обязательное (принудительное) отчуждение в пользу лиц, обрабатывающих землю собственным трудом, необходимых им для хозяйства участков земли из имений: удельных, монастырских, кабинетских и частновладельческих, посредством выпуска государственной [c.48] земельной ренты. При этом преимущественному отчуждению подлежат земли: а) чересполосные с крестьянскими наделами, б) состоящие в арендном пользовании сельского населения и в) крупные земельные владения, превышающие предельный размер, подлежащий установлению в законодательном порядке.

Экспроприация перечисленных земель, кроме тех кабинетских и удельных, которые безвозмездно поступили в кабинет и уделы из казенных земель, производится на началах справедливой, основанной на определении хозяйственной доходности земель, компенсации причиненного владельцам ущерба.

89) Необходимо: а) чтобы экспроприированные земли зачислялись в государственный земельный фонд, для отдачи их нуждающемуся населению на началах бессрочного владения и условиях уплаты земельных сборов (аренды), соответственно действительной хозяйственной доходности; б) чтобы размеры земельных владений, передаваемых в пользование отдельных домохозяев и обществ, не превышали, вместе с их собственною землею, размера площадей, которые могут быть обработаны их личном трудом.

90) Арендные отношения регулируются государством, а право понижать непомерно высокие арендные цены и уничтожать договоры, носящие вынужденный характер, предоставляется подлежащим общественно-государственным учреждениям (поземельно-устроительным и кадастровым комиссиям).

91) Государство и общество обязаны оказывать широкое содействие расселению и переселению земледельцев на казенные земли (государственный земельный фонд) в пределах и за пределы Европейской России.

92) Разделяя выводы беспристрастных новейших исследований о форме землепользования нашего крестьянства, доказывающие, что связь между формою владения землею – общинной или подворной – и техническим укладом хозяйства довольно слабая и что прогрессу сельского хозяйства община, как таковая, не препятствует, как и не обеспечивает от появления пролетариата, следует предоставить [c.49] разрешение вопроса о преимуществах того или другого вида землевладения самой жизни; община должна существовать и развиваться там, где крестьяне ее ценят и берегут; пусть крестьяне переходят к подворному владению там, где это им нужно.

93) Для проведения в жизнь намеченных аграрных мероприятий должны быть образованы в каждом уезде особые поземельно-устроительные и кадастровые комиссии из лиц, избираемых для этой цели земскими собраниями, при участии выборных представителей местных землевладельцев, сельских обществ и представителя от центрального поземельно-устроительного учреждения, а также – уделов, монастырей и т.д.

94) Настаивая на учреждении означенных комиссий, следует высказаться за упразднение особого межевого ведомства, всех местных губернских межевых органов и особых комиссий по размежеванию земель, так как, за исключением дел по нарушению границ владения, разрешаемых общими судами (для этой цели при окружных судах должны быть учреждены должности присяжных землемеров), все прочие дела межевого характера вполне выполнимы поземельно-устроительными комиссиями, в распоряжении которых должны находиться соответствующие специалисты.

95) Кроме экспроприации земель, в круг обязанностей поземельно-устроительных и кадастровых комиссий должны входить: оказание содействия земледельцам в полюбовных разделах, разграничение сложных общин, исправление границ, содействие расселению крестьян на их собственных и арендуемых землях, составлению упрощенных планов лесного хозяйства, содействие при разделах, связанных с переходом от общинного владения к подворному, содействие всякого рода мелиорациям и т.п.

96) В соответствии с этим, реорганизуется на изложенных началах происходящее ныне поземельное устройство в Сибири, Забайкалье, на Кавказе и в Туркестане.

97) Государство и общество обязаны широко содействовать интенсификации сельского хозяйства и широко [c.50] развивать мелиоративный кредит: практическое осуществление этих мероприятий, при широкой финансовой помощи государства, должно всецело выполняться местными самоуправляющимися земскими единицами, причем мы считаем крайне необходимым широкое участие общественных сил в деле образования сельскохозяйственных коопераций, союзов и других организаций, имеющих целью улучшение условий быта мелких землевладельцев.

98) Для поддержки кустарного промысла необходимы: а) подъем техническо-торгового образования кустарей путем улучшения школ, реформы ученичества, устройства учреждений, помогающих усвоению кустарями технических усовершенствований и б) организация дешевого и легкого кустарного кредита.

В настоящее время Россия переживает период оживленного дифференцирования и группирования различных политических партий. Политические партии возникают почти ежедневно, но жизнь идет еще быстрее, предъявляя каждый день новые и новые запросы. В настоящий переходный момент, когда русские граждане должны быть готовы ко всяким случайностям и неожиданностям, наибольший успех и жизнеспособность будет иметь та партия, которая поставит своей задачею защиту интересов большинства населения страны и будет считаться как с историей и психологией русского народа, так и с культурными общечеловеческими потребностями.

До сих пор опубликованы программы: 1) партии правового порядка; 2) партии торгово-промышленного класса; 3) конституционно-демократической партии; 4) рабочей социал-демократической партии и т.д.

Общими всем этим партиям являются требования гарантии личных свобод, в связи с установлением свободы политической и общественной. Только на этих устоях может, по общему признанию, основываться прочный правовой строй, и только, по утверждении незыблемости этих начал, может мирно развиваться жизнь государства, может возрастать благосостояние отдельных граждан и их сообществ, союзов, ассоциаций и всех бесчисленных группировок [c.51] людей, общими силами преследующих культурные цели. В этом отношении со всеми названными партиями солидарна и партия “свободомыслящих”; сообща с ними будет она действовать, ставя себе ближайшей целью окончательное завоевание свобод, В дальнейшем же развитии политических программ все указанные партии резко отличаются друг от друга, как по конечным целям государственных и экономических реформ, так и по средствам, предлагаемым для достижения этих целей. Не вдаваясь в подробное рассмотрение опубликованных программ политических партий, мы укажем только на существенные отличия нашей программы от этих программ. Мы отмечаем прежде всего неразработанность и неясность по многим пунктам в программах партий “правых”. Наряду с этим, в программах названных партий (правового порядка, торгово-промышленного класса) приходится отметить значительную близость идей и интересов к “старому порядку” в России. Наиболее точек соприкосновения наша партия имеет с партией конституционно-демократической, партией “левого центра”. Не расходясь с нею по существу, мы, однако, требуем большего, и это большее является результатом нашего глубокого убеждения в том, что для возможности всестороннего государственного общественного и индивидуального совершенствования недостаточно обеспечить экономическую свободу развития личности, общества и государства на началах хотя бы самой широкой свободы – политической. Для достижения указанной задачи, необходимы коренные реформы, преследующие культурно-просветительные цели, слабо намеченные в программе конституционалистов-демократов… Мы идем далее конституционалистов-демократов и в сочувствии к обездоленным классам населения. Наконец, мы расходимся с ними и в решении национального вопроса в России; мы признаем необходимость всемерной защиты национальных языков и культур, по соответствию такой защиты интересам широких народных масс, но высказываемся против всякой недоговоренности в вопросе об автономии, очень неясно определяемой конституционалистами-демократами, а между [c.52] тем выдвигаемой теми национальными группами (шляхетско-клерикальными и буржуазными), которые в историческом прошлом пользовались политической организацией народностей в своих исключительных сословных интересах.

Партия “свободомыслящих” сближается с социал-демократической в вопросах улучшения условий труда, но существенно отличается от нее тем, что имеет в виду интересы не одного только рабочего пролетариата, а всех обиженных масс населения, среди которого крестьянскому населению принадлежит первое место; интересы не только экономические, но и просветительные…

Партия “свободомыслящих” ставит своей задачей утверждение в России демократической конституционной монархии. На основании данных истории и психологии русского народа мы утверждаем, что даже если бы крайним партиям и удалось установить в России демократическую республику, то это была бы республика на один день – крестьянство и более широкие круги остального населения в настоящий момент чужды республиканских идей. С первых же дней республики Россия была бы вовлечена в ожесточенную междоусобную войну, и крайним левым партиям, после тяжелой борьбы с современным правительством, пришлось бы тотчас же вступить в новую борьбу, ради защиты и укрепления республиканских начал. Рассчитывать на победу этих партий в этой второй борьбе нет оснований. Идея царя, как идея высшей справедливости и могущества государства, в настоящее время имеет глубокие корни в народных массах.

Расходимся мы с социал-демократами и в средствах достижения конечных целей. В то время, как социал-демократы стремятся к социальной революции и необходимым-условием успеха считают революцию политическую, завоевание пролетариатом диктатуры, мы решительно высказываемся против всяких диктатур.

Мы имеем полное основание утверждать, что программа нашей партии “свободомыслящих” шире и глубже программ других уже образовавшихся партий, как по числу охватываемых ею основных вопросов государственной, общественной и личной жизни, так и по самой постановке этих [c.53] вопросов, чуждой преклонения перед отдельными классовыми интересами и ставящей себе целью не только удовлетворение запросов дня, но и осуществление в будущем культурно-этических, культурно-правовых и экономических идеалов.

Человеческая мысль, как первое и главное действующее начало общественного прогресса, по природе своей, свободна и не может быть порабощена никаким деспотизмом; критический анализ сообщает ей силу, разрушающую всякие преграды и ограничения; восприимчивость к понятию благородного, справедливого придает ей красоту идеала. Любовь к человеку, любовь к родине, вытекают прежде всего из понятия свободной мысли. Вот из чего мы исходили, давая нашей партии название “свободомыслящих”. Мы чужды всякого догматизма, ожидая изменения деталей своей программы и от уроков жизни, и от притока в партию новых мыслящих людей.

Мы далеки от ожидания, что все затрагиваемые нашей программой вопросы легко и быстро исполнимы на деле. Напротив того, мы утверждаем, что проведение таких реформ, как всеобщее и равное избирательное право, отделение церкви от государства, освобождение рабочего пролетариата от гнета капитала, проведение во всей полноте аграрной реформы и т.п., потребуют много времени, много усиленного и напряженного труда. Но громадность и сложность предстоящей работы не смущают и не пугают нас. Мы твердо верим в осуществимость реформ, изложенных в нашей программе, и будем стремиться к проведению их в жизнь.

Мы, например, далеки от утопизма в вопросе об основах избирательного права, зная, что в течение долгого еще времени многие миллионы граждан, особенно гражданок, не пойдут к избирательным ящикам для осуществления своего права. Но мы не находим возможным устранение законом значительных масс населения от пользования избирательным правом, ибо такое устранение резко противоречило бы и нравственному идеалу равенства людей и могло бы осуществиться лишь на совершенно произвольных основаниях. [c.54] Энергичная работа, экономическая и просветительная, и должна именно приблизить тот момент, когда признанное законом всеобщее и равное избирательное право станет совершившимся фактом.

Мы сознаем, что при осуществлении мысли об отделении церкви от государства придется действовать очень медленно и осторожно, ввиду уже одного того, что область религиозных отношений составляет “святая святых” большинства населения России. Но мы надеемся найти деятельное сочувствие самой этой мысли, имея в виду исторический опыт русской старообрядческой церкви и современное, так называемое “соборное движение”, среди части русского православного духовенства.

Мы не ставим единственной задачей партии проведение своих кандидатов на выборах в депутаты будущего центрального представительного учреждения. Столь же важным делом мы считаем распространение и осуществление наших стремлений во всех остальных областях жизни и сферах человеческой деятельности в том смысле, чтобы наши взгляды находили себе сторонников среди деятелей местного самоуправления, школы, администрации, суда и т.д., – чтобы они зажгли очаги истинной политической жизни на широких пространствах России.

В заключение, считаем необходимым сказать, что партия “свободомыслящих” выражает полную готовность союза с другими близкими к ней партиями, как при выборах, так и при решении вопросов в жизни, поскольку это не будет противоречить основным воззрениям членов партии.

Организационный комитет – С.-Петербург, Вас. остр., Средний пр., д. 48, кв. 16 (для личных сношений ежедневно от 6 до 8 ч. вечера).

Ноябрь, 1905 г.

[c.55]

 

предыдущая

 

следующая
 
содержание
 



Яндекс.Реклама: